Ду «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить ее как

«группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений,

Имеющихся у детей, таковы, что для них не требуется создавать спе-

циализированные учреждения, однако они нуждаются в организации

Своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения

Дальнейшего усложнения данных проблем (И. Ю. Левченко, Н. А. Ки-

селева).

В настоящее время контингент воспитанников массовых дошколь-

ных учреждений составляют как дети с нормальным ходом психического

развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза,

Поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения

И воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществле-

Нии индивидуально ориентированной психолого-педагогической помо-

Щи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и

Индивидуальных возможностей.

Психолого-медико-педагогическое

Обследование детей с ОВЗ

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима

Правильная оценка их возможностей и выявление особых образователь-

Ных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-меди-

ко-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности

ребенка с ОВЗ;

• определить оптимальный педагогический маршрут;

• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с

ОВЗ в дошкольном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы

коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.

242 243

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития

Является комплексный подход, который означает всесторонность обсле-

Дования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специа-

Листами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции,

Волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состо-

Яние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское

И психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с

Документацией ребенка и беседы с родителями (лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности

Беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и

Влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер

Помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития,

Судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала кормления, срок

Пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболева-

Ния, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем

воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.

В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и на-

следственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный

уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей;

Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические

Заболевания родственников, патологические особенности их физического

Облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается

Ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотноше-

Ний в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности

Одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского

Обследования по документации: изучают историю развития ребенка, за-

Ключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся

У ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в

дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компо-

Нентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с

ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими

Данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы

Наши рекомендации