Ду «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить ее как
«группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений,
Имеющихся у детей, таковы, что для них не требуется создавать спе-
циализированные учреждения, однако они нуждаются в организации
Своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения
Дальнейшего усложнения данных проблем (И. Ю. Левченко, Н. А. Ки-
селева).
В настоящее время контингент воспитанников массовых дошколь-
ных учреждений составляют как дети с нормальным ходом психического
развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза,
Поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения
И воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществле-
Нии индивидуально ориентированной психолого-педагогической помо-
Щи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и
Индивидуальных возможностей.
Психолого-медико-педагогическое
Обследование детей с ОВЗ
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима
Правильная оценка их возможностей и выявление особых образователь-
Ных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-меди-
ко-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности
ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с
ОВЗ в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы
коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.
242 243
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития
Является комплексный подход, который означает всесторонность обсле-
Дования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специа-
Листами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции,
Волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состо-
Яние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское
И психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза.
Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с
Документацией ребенка и беседы с родителями (лицами, их заменяющими).
Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности
Беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и
Влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер
Помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития,
Судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала кормления, срок
Пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболева-
Ния, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем
воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.
В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и на-
следственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный
уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей;
Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические
Заболевания родственников, патологические особенности их физического
Облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается
Ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотноше-
Ний в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности
Одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского
Обследования по документации: изучают историю развития ребенка, за-
Ключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся
У ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в
дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компо-
Нентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с
ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими
Данными о ребенке.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы