Декоративное рисование. Продолжать формировать умение созда-
Вать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимонов-
Ских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для
Развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов
Для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут исполь-
Зоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные
Из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять эле-
Менты городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и
Называть цвета, используемые в росписи.
Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенс-
Твовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить при-
Щипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытяги-
Ванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей
(ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность
Вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения
Полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять
Стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содер-
Жание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться
Ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разреза-
Ния по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить состав-
Лять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка,
Дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и
Овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать
Этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цве-
Тов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации пред-
Метов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и во-
Ображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы,
Разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квад-
Рат — на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух,
Обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предме-
Тов и объектов природы.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окру-
Жающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать
Мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похо-
Же), установление сходства и различия предметов и их частей, выделе-
Ние общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить
Передавать в изображении не только основные свойства предметов
(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предме-
188 189
Тов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг
Друга.
Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в
явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как из-
Меняются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно
Раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется
Освещение предметов на солнце и в тени).
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (фор-
Ма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их час-
Тей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их дина-
Мику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать
Художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусст-
Вом (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народ-
Ных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искус-
Ством (на основе региональных особенностей); с другими видами деко-
Ративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия,