Медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).

Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся

(ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток

И их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и

Животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину,

Камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения

Художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и

Что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природ-

Ными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, живот-

Ных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение

Продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме

(лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы

Линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней

Природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях

Деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным

Явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях

В природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы

Быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнез-

Дование птиц (ворон и др.).

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнеч-

Ного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,

Много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедоб-

Ные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный

Опенок).

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,

Травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

162 163

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнат-

Ных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения

(черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоя-

Нием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарствен-

Ными растениями (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и

Перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять пред-

Ставления об особенностях приспособления животных к окружающей

Среде.

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пре-

Смыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земновод-

ных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов

Шипением и т. п.).

Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями

Их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в

Муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).

Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек

(капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка,

Жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения

(летают, прыгают, ползают).

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду

Сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состоя-

Ния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней,

Град, туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах

И продуктивных видах деятельности.

Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природ-

Ными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то

Растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во

Многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва

Наши рекомендации