Расширять представления детей о простейших связях в природе: ста-
Ло пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы,
Люди заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей
На грядки.
Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:
Жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки,
Появляются птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреп-
Лять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы
(с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.),
Птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (яще-
рица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у яще-
Рицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может
Сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей,
бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.),
Овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина,
Смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях
(бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знако-
Мить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза,
Клен и др.).
Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок
(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жиз-
Ни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похо-
Лодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы
Улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой
Природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осен-
Ний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь
Зимующим птицам, называть их.
160 161
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается
В лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках,
Ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять призна-
Ки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась
Травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные
Растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний пе-
Риод в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в при-
Роде: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты,
Загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления
Детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, ово-
Щи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблю-
Дать, развивать любознательность.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: де-
Ревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями
«лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями.
Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного
Размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зави-
Симости от человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как до-
Бывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья,