Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пре-
Делах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ря-
Да (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать
Каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),
Последующее и предыдущее число к названному или обозначенному циф-
Рой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух мень-
Ших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 руб-
Лей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифмети-
Ческие задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вы-
читание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться
знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета
Принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета
(бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обоз-
Начать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части
Из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и
Части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить
Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с
Помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью
Условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на
Ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, ве-
са, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их эле-
Ментов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и
четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой*.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного
Положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по
Размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких
Треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадра-
Тов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех
Отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный
И т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению
* Определения не даются.
156 157
Их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур
По собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей;
Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по кон-
Турным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ог-
Раниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради,
Книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном на-
Правлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху,
Внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом
Нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать спо-
Собность к моделированию пространственных отношений между объек-
тами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначаю-
Щую пространственные отношения объектов и направление их движения
в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;
самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные
Обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления
О времени: его текучести, периодичности, необратимости, последователь-
Ности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до»,
«после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать