Сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Де-
кларация прав ребенка), об отечественных и международных организаци-
Ях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО
И др.). Формировать элементарные представления о свободе личности
Как достижении человечества.
Формирование элементарных
Математических представлений
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных
Предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных
Размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик,
Большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие
Мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик,
Кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей
Опыт практического освоения окружающего пространства (помещений
группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,
лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов груп-
Пы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из
Них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одно-
Му», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в
Окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе поль-
Зоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе вза-
имного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами
Последовательного наложения и приложения предметов одной группы к
предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего боль-
ше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я
150 151
На каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше»
Или «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группа-
Ми предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей
По количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному
Признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь
Приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слова-
Ми (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий,
Одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные)
По высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом,
Квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя
Зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться
В расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать
Пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади
(позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных
Частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество
(«много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов раз-
Ного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя
Их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при-
Бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, од-
Ни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих,
А синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными
Приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое
Числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; отно-
сить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например:
«Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов,
Именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно
Пользоваться количественными и порядковыми числительными, отве-
чать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».