Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый)
Предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко,
высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их
Свойствами (прочность, твердость, мягкость).
Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие на-
Блюдения. Учить способам обследования предметов, включая простей-
Шие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учить группировать и
Классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная,
Столовая, кухонная).
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать
Умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно
включая все органы чувств). Развивать образные представления (исполь-
Зуя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, вели-
Чиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый,
Мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание раз-
Личных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые
Свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким
Сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия пред-
Метов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо-
Угольная и квадратная).
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине
(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из
Уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последова-
Тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепен-
Но усложняющиеся правила.
142 143
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Первичные представления об объектах окружающего мира. Созда-
Вать условия для расширения представлений детей об окружающем мире,
Развивать наблюдательность и любознательность.
Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов
(цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и
Группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные пред-
Ставления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие
Связи между ними.
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы,
Используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и клас-
Сифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить опреде-
Лять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из кото-
Рых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесо-
Образность изготовления предмета из определенного материала (корпус
Машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Помогать детям устанавливать связь между назначением и строени-
Ем, назначением и материалом предметов.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в
Разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с ши-
Роким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
Всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать
Чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треуголь-
Ник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый,
Желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь,
Путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое,
Холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
Формировать образные представления на основе развития образного
Восприятия в процессе различных видов деятельности.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства
И качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предме-
Ты по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-
исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее
Результатов и создании условий для их презентации сверстникам. При-
Влекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.