Детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек пе-

Редает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка

О себе в прошлом, настоящем и будущем.

Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать

Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

Семья. Расширять представления детей об истории семьи в контек-

Сте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды

Истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, ба-

Бушек, родителей.

Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств ро-

Дителей, их профессий.

Детский сад. Продолжать расширять представления о ближайшей

окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, пар-

ка, сквера). Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружаю-

щей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.).

128 129

Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного

учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мас-

Терских и др.); формировать умение эстетически оценивать окружающую

Среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Формировать у детей представления о себе как об активном члене

Коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей де-

Тей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни

дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка

К праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пре-

Делами и др.).

Родная страна. Расширять представления о родном крае. Продолжать

Знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриоти-

Ческие и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточ-

Нять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событи-

Ям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется

Во время праздника или другого торжественного события; когда звучит

Гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).

Развивать представления о том, что Российская Федерация (Рос-

Сия) — огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к

Людям разных национальностей и их обычаям.

Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.

Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать де-

Тям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к за-

Щитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы

К обелискам, памятникам и т. д.).

Самообслуживание, самостоятельность

Трудовое воспитание

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать при-

вычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть

Руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки

Личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться

Индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотен-

Цем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в опреде-

Ленном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь

(расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном

Порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению про-

Стейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем

расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании

Игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности

Взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухажи-

Вает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подме-

Тает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет

Те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые дейс-

твия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-

Наши рекомендации