Полнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать
положительному примеру.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать
Умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формиро-
Вать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие,
Прощание, просьбы, извинения).
Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего
в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятель-
Ности и желание учиться в школе.
124 125
Ребенок в семье и сообществе,
Патриотическое воспитание
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе,
Об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом
Посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые лю-
Бят его, как и всех остальных детей.
Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким
Людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах де-
Тского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от
домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате
Они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно за-
Правлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые
Растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в ко-
Тором они живут.
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разно-
Образные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя
Серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом
(не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними
Изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать,
танцевать; знаешь «вежливые» слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем за-
Нимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к де-
тскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления
Групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески,
Удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставле-
Ны книги с яркими картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр
И занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную
Окрас ку строений.
Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообра-
Зие и красоту.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддержи-
Вать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к
Игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности,
Значимости каждого ребенка для детского сада.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях
И на участке детского сада.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада
(музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший
Воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные
представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в ко-
Тором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выход-
Ные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка,
Его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду
Взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах
(на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязаннос-
тях в группе детского сада, дома, на улице, на природе (самостоятельно
Кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ре-
Бенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики силь-
Ные, смелые; девочки нежные, женственные).
Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать пер-
Воначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа,
Дочь и т. д.).
Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (уби-