Фликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается
Организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается
Кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания
Выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей
В играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст на-
Иболее активного рисования. В течение года дети способны создать до
Двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержа-
Нию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и
Иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой
Схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
Оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер;
Достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с
Небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение
Человека становится более детализированным и пропорциональным. По
Рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном со-
Стоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия,
В которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют
Различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали
Постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обоб-
щенным способом обследования образца. Дети способны выделять ос-
Новные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз
(два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают
Два способа конструирования: 1) от природного материала к художест-
100 101
Венному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целост-
Ного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного
Образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый мате-
Риал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величи-
Ны, строения предметов; систематизируются представления детей. Они
Называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные
Цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Вос-
Принимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возраста-
Нию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространс-
Твенного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием фор-
Мы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что
В различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников из-
Вестные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать
Несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но
и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательнос-
Ти объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения
Окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять
Адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схема-
Тизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
Моделирования; комплексные представления, отражающие представ-
Ления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а
также представления, отражающие стадии преобразования различных
Объектов и явлений (представления о цикличности изменений): пред-
Ставления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
Объектов в результате различных воздействий, представления о развитии
И т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что
Является основой словесно-логического мышления. В дошкольном воз-
Расте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети
Группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако