Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте огра-
Ничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель-
Ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц
Восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным
96 97
Средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети
Могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов,
Способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в
Пространстве группы детского сада, а при определенной организации об-
разовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
Запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего до-
Школьного возраста они способны запомнить значительные отрывки из
Любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-
Направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны
установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
Которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы-
Ступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В ре-
Зультате целенаправленного воздействия они могут усвоить относитель-
Но большое количество норм, которые выступают основанием для оценки
Собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.
Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избиратель-
Ные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущес-
Твенно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во
многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение
Мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное
Управление поведением только начинает складываться; во многом пове-
Дение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи
Ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые
Словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом
Дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Про-
Должает развиваться также их половая идентификация, что проявляется
В характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляют-
Ся ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают
Отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игро-
Вые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису-
Нок становится предметным и детализированным. Графическое изображение
Человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда
Одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази-
Тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигу-
Ры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 дета-
Лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу,
а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изме-
Нениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, коорди-
Нация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольни-
Ки, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится
Более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото-
Рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах
Простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети
Способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — ве-