Ется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, ко-

Торый начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они

Осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить

Сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым

Используют практически все части речи. Активный словарь достигает

примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения

Ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые

Виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия,

Которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реаль-

Ности. В середине третьего года жизни широко используются действия

С предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено

Тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить

Какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде

«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые

ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:

Осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; раз-

Личать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонемати-

Ческий слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка,

Но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее

Особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про-

Блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-

Образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности

ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, им-

Пульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко

Заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот

Период начинает складываться и произвольность поведения. Она обус-

Ловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются

Чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосо-

Знания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст

Завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного

Человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис

Часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,

Упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может про-

Должаться от нескольких месяцев до двух лет.

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейно-

Го круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится

Для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной об-

Щественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию

Приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это проти-

Воречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим

Видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение од-

Них действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим

действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших

Дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместите-

Лями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ог-

Раничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми

Сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формиро-

Ваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представле-

ний о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют

Детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже

Могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить

Простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разви-

Тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппли-

Кации.

Наши рекомендации