Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холод-
Ное время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания,
Умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание
Интересной прогулки — все это помогает детям собираться быстрее и поз-
Воляет дольше находиться на свежем воздухе.
Ежедневное чтение. В режиме дня для целесообразно выделить
Постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только
Художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюс-
Трированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре
Родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочи-
танного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях
Социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поуче-
Ний и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребен-
Ка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами.
Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным
Для всех детей.
Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способс-
Твует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном
Возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнооб-
Разная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные
Занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помеще-
Нии, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Посто-
Янный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует
Спокойному и глубокому сну.
76 77
Физкультурно-
Оздоровительная работа
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную рабо-
Ту по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенс-
Твованию его функций.
Под руководством медицинского персонала следует осуществлять
Комплекс закаливающих процедур с использованием природных факто-
Ров: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных
Условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осущест-
Влять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуаль-
Ные возможности.
По решению администрации, медицинского персонала дошкольного
учреждения и родителей необходимо проводить специальные закаливаю-
щие процедуры (например, сауна с контрастным обливанием и прочее).
Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки.
В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный ре-
Жим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении
В облегченной одежде.
Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии
С режимом дня.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рацио-
Нальное сочетание различных видов занятий и форм двигательной ак-
Тивности, в котором общая продолжительность двигательной активности
составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и
Физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в
организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упраж-
нений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося
Физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать ин-
Терес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным
Оборудованием вне занятий (в свободное время).
Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гим-
Настику.
В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умс-
Твенной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультми-
Нутку длительностью 1–3 минуты.
При наличии соответствующих условий можно обучать детей плава-
Нию и гидроаэробике (в старшей и подготовительной группах).
Режим двигательной активности
Формы
Работы
Виды
Занятий
Количество и длительность занятий (в мин.)
В зависимости от возраста детей
Года 4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет
Физкультурные
Занятия
а) в помеще-
Нии
Раза
В неделю
15–20
Раза
В неделю
20–25
Раза
В неделю
25–30
Раза
В неделю
30–35
б) на улице 1 раз
В неделю
15–20
Раз
В неделю
20–25
Раз
В неделю
25–30
Раз
В неделю
30–35
Физкультурно-
Оздоровительная
Работа
В режиме дня
а) утренняя
Гимнастика
(по желанию
Детей)
Ежедневно
5–6
Ежедневно
6–8
Ежедневно
8–10
Ежедневно
10–12
б) подвижные
И спортивные
Игры и упраж-
Нения на про-
Гулке
Ежедневно
Раза
(утром
И вечером)
15–20
Ежедневно
Раза (утром
И вечером)
20–25
Ежедневно
Раза (утром
И вечером)
25–30
Ежедневно
Раза (утром
И вечером)
30–40
в) физкуль-
Тминутки (в
Середине ста-
Тического за-
Нятия)
Ежеднев-
Но в зависи-
Мости от вида
И содержания
Занятий
Ежеднев-
Но в зависи-
Мости от вида
И содержания
Занятий
Активный
Отдых
а) физкультур-
Ный досуг
Раз
В месяц
Раз
В месяц
Раз
В месяц
25–30
Раз
В месяц
б) физкультур-
Ный праздник
— 2 раза в год
До 60 мин
Раза в год
до
Мин.
Раза в год
до
Мин.
в) день
Здоровья
Раз
В квартал
Раз
В квартал
Раз
В квартал
Раз
В квартал
Самостоятельная
Двигательная
Деятельность
а) самостоя-
Тельное ис-
Пользование
Физкультурно-
Го и спортив-
Но-игрового
Оборудования