Начатое до конца, добиваясь результата.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Свя-
Зи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формиру-
Ются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некото-
Рых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятель-
Ность и поведение малышей, формировать и совершенствовать воспри-
Ятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают,
Что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень
Шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи
И мышления является формирующаяся на втором году жизни способность
Обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с од-
Ним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе,
Несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла
большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).
Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображен-
Ные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать ка-
Кой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные
признаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.
Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные
Связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему по-
Нятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного
и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания
Сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны
Поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях
Или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что виде-
Ли?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравно-
мерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 го-
Да 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используе-
Мый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются
Простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также
Предлоги.
Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и не-
Совершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок
чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя
Его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слы-
Шимому образцу.
Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым,
В этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь
На третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полутора
лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние не-
бноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящие
И сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых
Ребенком, встречаются крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложе-
Нием. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш
Уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные
Предложения, а в конце второго года обычным становится использование
Трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопро-
Сами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то
Есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но
Могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»
Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах ви-
Димой, наглядной ситуации.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей,
С которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отно-
шения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие
Чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался»,
«жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хоро-
Ший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой
Деятельности и самообслуживании.
Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пи-
Щу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.
52 53