Начатое до конца, добиваясь результата.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Свя-

Зи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формиру-

Ются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некото-

Рых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятель-

Ность и поведение малышей, формировать и совершенствовать воспри-

Ятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают,

Что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень

Шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи

И мышления является формирующаяся на втором году жизни способность

Обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с од-

Ним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе,

Несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла

большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).

Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображен-

Ные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать ка-

Кой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные

признаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные

Связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему по-

Нятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного

и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания

Сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны

Поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях

Или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что виде-

Ли?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравно-

мерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 го-

Да 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используе-

Мый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются

Простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также

Предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и не-

Совершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок

чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя

Его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слы-

Шимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым,

В этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь

На третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полутора

лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние не-

бноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящие

И сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых

Ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложе-

Нием. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш

Уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные

Предложения, а в конце второго года обычным становится использование

Трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопро-

Сами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то

Есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но

Могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»

Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах ви-

Димой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей,

С которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отно-

шения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие

Чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался»,

«жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хоро-

Ший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой

Деятельности и самообслуживании.

Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пи-

Щу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

52 53

Наши рекомендации