Детей двух лет — 4–5,5 часа.
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропор-
Ции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Ма-
Лыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя
Остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие
Недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго вы-
полнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за
Ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная
Активность.
Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передви-
Гаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешаги-
вают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле.
Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных
Занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.
В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на
Горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку,
А также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают че-
Рез обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и
Подражательные движения (мишке, зайчику).
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координиро-
Вать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10
Человек).
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В про-
Цессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик,
кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их
(гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и
Уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с
Основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник).
С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и
Различий между предметами, имеющими одинаковые названия (боль-
Шой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — ма-
Ленький черный мишка и т. д.).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осва-
Ивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды,
Матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками
(куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизво-
Дит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и
Малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет
Колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строитель-
Ного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик,
Башенку и другие несложные постройки.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными
Игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной
игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет,
Необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу
Спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются
на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают
Катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях
Детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: по-
Гуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.
Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят
На протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети
Лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ри-
Туал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не го-
Ряча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого
50 51
На втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы.
Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями
Объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы
Деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характер-
Ным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В пред-
Метной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.
Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее
Неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету,
Попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и уст-
Ремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить