Развивать и поддерживать стремление детей по собственной инициа-
Тиве взаимодействовать со взрослыми в играх-развлечениях: «Идет коза
Рогатая», «Сорока-белобока», «Прятки» и др.; поддерживать эмоциональ-
Но положительное состояние каждого ребенка.
Игры-занятия с подгруппой детей. Побуждать детей выполнять ряд
действий со знакомыми игрушками: кукла Ляля идет — топ-топ, пля-
шет — ля-ля-ля, уходит — до свидания, пока-пока.
Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетани-
ям при показе действий со знакомой сюжетной игрушкой: ав-ав — собач-
ка лает, ам-ам — собачка ест.
42 43
Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет)
При показе заводной игрушки, в играх-развлечениях («Поехали-пое-
Хали» и др.).
Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отно-
Шению к сверстникам.
От 9–10 до 12 месяцев
Расширять ориентировку в окружающем. Формировать способность
понимать речь взрослого, знать свое имя и откликаться на него (9 месяцев).
Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; определен-
ную игрушку среди других игрушек (с 9 месяцев); выполнять простые пору-
Чения («Найди куколку», «Покорми собачку»); понимать, что одно и то же
слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам:
Куклы в разных платьях, собачки разного размера и т. п. (к 11–12 месяцам).
Активизировать выполнение одного и того же действия с разными
Игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т. д.).
Формировать умение узнавать на картинке знакомый предмет, назы-
Вать его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на худо-
жественное оформление картинок.
Формировать умение понимать смысл слов «можно» — «нельзя», «хо-
Рошо» — «плохо», показывать основные части собственного тела и части
Тела куклы.
Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым сло-
вам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия
знакомых предметов и действий (собачка — ав-ав, спит — бай-бай) и пер-
выми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т. д.).
Игры-занятия с подгруппой детей. Организовывать показы сюжет-
Ных игрушек, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок).
Побуждать детей выполнять поручения («Возьмите мячики!» и т. д.).
Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым
И детям, вызывать радость от восприятия живого объекта.
Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам
И предметам.
Развитие
Движений
От рождения до 2,5–3 месяцев
Упражнять в умении удерживать голову при выкладывании на живот
И в вертикальном положении на руках у взрослого (с 3 дней).
У ребенка, удерживающего голову, вызывать отталкивание ногами от
Твердой поверхности для развития упора ног (поддерживая малыша под
Мышки в вертикальном положении).
От 2,5–3 до 5–6 месяцев
Формировать ситуативно-деловое общение взрослого с ребенком.
Стимулировать развитие кисти руки, умение захватывать игрушки
(4 месяца), брать игрушку из разных положений и длительно зани-
Маться ей.
Формировать умение изменять положение собственного тела: пово-
роты на бок (4 месяца), со спины на живот (5 месяцев), с живота на спину
(6 месяцев).
Закреплять умение длительно лежать на животе, опираясь на ладони
Выпрямленных рук.
Развивать движения, подготавливающие к ползанию.
Развивать упор ног (поддерживая ребенка под мышки в вертикаль-
Ном положении). Формировать умение упираться ногами в твердую по-
верхность (5 месяцев).
Упражнять в умении сохранять равновесие (плавно покачивая малы-
Ша в горизонтальном и вертикальном положениях).
От 5–6 до 9–10 месяцев
Стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предмета-
ми, самостоятельное ползание (к 7 месяцам).
Учить ползать (с 6 месяцев) (подзывая ребенка к себе и привлекая
игрушкой (с 6 месяцев)). Стремиться к тому, чтобы малыш к 7 месяцам
Активно и подолгу ползал.
Поддерживать стремление ребенка самостоятельно присаживаться
Из лежачего положения, а затем садиться, вставать и опускаться, держась
Руками за опору (к 8 месяцам).
Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, придержи-
ваясь за него руками, переходить от одного предмета к другому (9 месяцев).
Поддерживать попытки ребенка вползать на горку и спускаться с
нее (8 месяцев), подниматься на горку по лестнице, держась за перила
(10 месяцев), перелезать через бревно, влезать в дидактические ящики
(с 8–9 месяцев).
Упражнять в умении сохранять равновесие (сидя, стоя, переступая).