От рождения до 2,5–3 месяцев
Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся
игрушкой (10–15 дней).
Формировать умение фиксировать взгляд на подвешенной игрушке,
на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням).
Вызывать у ребенка первую улыбку (к 1 месяцу).
Способствовать развитию плавного слежения за движущейся игруш-
кой (1 месяц).
Формировать умение удерживать взгляд на лице взрослого (держа
ребенка в вертикальном положении (к 1 месяцу)). Побуждать следить за
разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрос-
лым (к 2 месяцам), прислушиваться к его голосу, негромкому пению,
разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызывать у ребенка
«комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т. п.).
Стимулировать развитие восприятия ребенка с помощью мобилей.
От 2,5–3 до 5–6 месяцев
Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей.
40 41
Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник
звука (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п.).
Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами
и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных
положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого).
Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться
при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам).
Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи зна-
комого взрослого (ласковая, веселая, строгая).
Способствовать тому, чтобы под воздействием зрительных, слуховых,
ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: на-
талкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее
(к 3 месяцам).
Развивать зрительно-моторную координацию рук в ситуациях, когда
ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает
ее, манипулирует ею (к 4 месяцам).
От 5–6 до 9–10 месяцев
Обогащать восприятие ребенка посредством стимулирующего зре-
ния, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы
(круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкие,
упругие и т. п.).
Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных
игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п.
Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения
брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой),
дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе). Ор-
ганизовывать игры-развлечения.
От 9–10 до 12 месяцев
Продолжать обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать зритель-
ные, слуховые и тактильные ощущения.
Предлагать послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять
предметы из разных материалов.
Формировать у ребенка умение понимать, что шарик катится, про-
валивается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другой ку-
бик и т. п.
Игры-занятия с подгруппой детей. Предлагать озвученные взрослым
Или «говорящие» игрушки («Чудесный мешочек»), проводить игры-раз-
Влечения («Ладушки», «Прятки» и т. п).
Развитие
Речи
От рождения до 2,5–3 месяцев
Поддерживать эмоциональное общение взрослого с ребенком.
Развивать умение прислушиваться к ласковому обращению взросло-
Го; вызывать первые гортанные звуки.
От 2,5–3 до 5–6 месяцев
Способствовать формированию слуховых и зрительных связей как
Основы понимания речи.
Побуждать ребенка прислушиваться к разным интонациям разгова-
Ривающего с ним взрослого.
Формировать предпосылки активной речи. В процессе общения вы-
Зывать и развивать у ребенка голосовые реакции: в 4–5 месяцев — певучие
гласные (гуление), в 5–6 месяцев — отдельные слоги (ба, ма, па). Произ-
Носить звуки, отдельные слоги вслед за ребенком, побуждать к повторному
Их произнесению. Способствовать развитию артикуляционного аппарата.
От 5–6 до 9–10 месяцев
Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться
В произносимые им звуки, слова. Помогать устанавливать связь между
Предметом и словом, его обозначающим. Поощрять попытки ребенка по
Слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека («Где мама?»),
Предметы, постоянно находящиеся в определенном месте («Где часы?»).
С 8–9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в раз-
Ных местах помещения.
Продолжать развивать предпосылки активной речи.
Формировать умение вслед за взрослым произносить знакомые слоги
(к 9 месяцам), подражать разным интонациям взрослого.