Формирование списка гражданских институтов
Государственная поддержка общеобразовательных учреждений Российской Федерации, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений предусматривают обязательное участие институтов гражданского общества в экспертной оценке пакета представленных документов, прошедших первый (формальный) этап отбора по критериям участия (см. разделы 3.2 и 4.2).
После успешного прохождения технической экспертизы все материалы, подготовленные Учреждениями и Притендентами, передаются Региональной Организационной группой (конкурсной комиссией) Региональному экспертному совету (комиссии) для экспертной оценки, проводимой представителями институтов гражданского общества в соответствии с критериями отбора (см. разделы 3.3 и 4.3).
Региональный Совет и Конкурсная комиссия, используя различные виды СМИ и Интернет ресурсы, организует информирование широкой общественности, всех гражданских институтов, действующих на территории данного субъекта Российской Федерации, о приоритетном национальном проекте "Образование", об условиях конкурсного отбора Учреждений и Претендентов и приглашает принять участие в экспертной оценке пакета материалов, представленных Претендентами, все заинтересованные гражданские институты, указав время для подачи заявок и контактную информацию.
Региональный Совет принимает заявки от гражданских институтов, выразивших принять желание в экспертной оценке, и составляет список общественных экспертов в соответствии с определенными требованиями.
При определении списка общественных экспертов Региональному Совету целесообразно учитывать следующие требования, которые могут быть предъявлены к гражданским институтам, получающим право заниматься экспертной оценкой пакета документов, представленных Учреждениями и Претендентами:
- наличие официального статуса общественного объединения (общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности (в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об общественных объединениях) или органа местного или общественного самоуправления (в соответствии со ст. 2, ст. 27 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
- подтверждение статуса гражданского института соответствующим локальным актом (Уставом организации, Положением о комитете территориального общественного самоуправления, Положением о совете выпускников, Положением о родительском комитете общеобразовательного учреждения и т.д.);
- высокая репутация данного гражданского института, в том числе за счет наличия опыта участия в различных образовательных программах и проектах;
- наличие специалистов и/или опытных граждан, которые могут быть привлечены для проведения экспертной оценки пакета материалов, представленных Учреждениями и Претендентами.
Для проведения экспертной оценки пакета документов Учреждений Региональный Совет составляет список не менее чем из 5 гражданских институтов. В список экспертов для конкурсного отбора общеобразовательных учреждений могут войти ассоциации попечителей, выпускников, экспертов и научных руководителей; советы ректоров вузов, руководителей учреждений НПО и СПО; территориальная профсоюзная организация работников народного образования и науки; другие профессиональные объединения; работодатели; родители и т.д.
Для проведения экспертной оценки пакета документов Претендентов Региональный Совет составляет список не менее чем из 3 гражданских институтов. В список экспертов для конкурсного отбора учителей могут войти ассоциации родителей, попечителей, выпускников, экспертов, работодателей; советы ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования; территориальная профсоюзная организация работников народного образования и науки; прочие общественные организации.
Максимальное число гражданских институтов, привлекаемых для проведения экспертной оценки пакета материалов, представленных Претендентами, устанавливается Региональным координационным Советом. Численный и персональный состав экспертов определяется исходя из конкретной образовательной ситуации, существующей в регионе. При этом следует учитывать основную проблематику такой деятельности, ожидаемый объем и характер заявок и другие подобные количественные и качественные параметры.
В случае недостаточного количества поданных заявок со стороны общественных структур Региональный координационный Совет инициативно приглашает принять участие в экспертной оценке гражданские институты по своему усмотрению, но с учетом выше указанных требований.
Решение Регионального Совета о формировании окончательного списка гражданских институтов, привлекаемых для проведения экспертной оценки, с их полным перечнем, адресами и контактными телефонами доводится до сведения Претендентов, и широкой общественности через все виды СМИ и размещается на сайте Регионального координационного Совета.
После утверждения списка общественных экспертов Региональный координационный Совет проводит организационно-инструктивный сбор представителей гражданских институтов, которые вошли в данный список, на котором подробно информирует приглашенных:
- о процедуре выдвижения конкретных экспертов от каждого гражданского института;
- о требованиях к экспертам;
- о процедуре проведения экспертной оценки с разъяснением содержания каждого критерия отбора, рекомендуемых индикаторах, системы баллов по каждому из них;
- о структуре и требованиях к оформлению экспертного оценочного листа;
- об ответственности каждого эксперта за результаты работы.
Данная информация необходима представителям гражданских институтов для проведения внутренней организационной работы по формированию списка конкретных экспертов, которые будут непосредственно осуществлять экспертную оценку пакета документов, представленных Учреждениями или Претендентами, по утвержденным критериям отбора.