Создание организационной и функциональной структуры управления реализацией ПНПО в регионе
Для эффективного управления реализацией проекта целесообразно создание организационных структур, включающих:
· Региональный Совет по ПНПО;
· Региональный экспертный совет (комиссия);
· Региональная Рабочая группа по реализации ПНПО;
· Конкурсная комиссия (региональный оператор);
· Конфликтная комиссия.
Координационный региональный Советпо ПНПО имеет межведомственный характер, обеспечивает общее руководство и координацию всех связей внутри проекта и вне его; наделяет полномочиями создаваемый Экспертный совет (комиссию), утверждает итоги конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и учителей.
Региональный экспертный совет (или комиссия в регионах с низкой квотой) создается решением Регионального Совета по ПНПО. Он организует и контролирует работу экспертных комиссий по отдельным направлениям конкурса, которые формируются из представителей общественных организаций, осуществляющих независимую оценку конкурсных материалов претендентов; участвует в подведении итогов конкурса; в случае возникновения конфликтных ситуаций участвует в их разрешении.
Региональная Рабочая группа представляет собой штаб реализации ПНПО. Она создается на этапе подготовки к конкурсу, ее состав утверждается решением Регионального Совета по ПНПО. Задачами Региональной Рабочей группой являются: содержательная проработка концепции реализации проекта, методическое, консультационное обеспечение конкурсных процедур, а также организация мониторинга реализации проекта в субъекте Российской Федерации.
Функционал Региональной Рабочей группы включает:
· разработку содержания критериев, процедур и порядка проведения экспертизы образовательных учреждений;
· создание службы мониторинга хода реализации проекта;
· создание службы информационной поддержки реализации проекта;
· подготовка общественных экспертов к проведению экспертизы с условиями проведения конкурса (ознакомление с процедурами экспертизы и критериями оценки образовательных учреждений);
· информирование граждан субъекта РФ о ходе реализации проекта;
· проведение мониторинга реализации инновационных образовательных программ и программ развития школ-победителей конкурса
· подготовку, публикацию и распространение опыта школ-победителей конкурса в регионе и Российской Федерации;
· анализ результатов реализации национального проекта на муниципальном и региональном уровне, разработка мер устранения недостатков, выявленных в ходе реализации проекта.
Конкурсная комиссия (региональный оператор)[1] создается на этапе подготовки к конкурсу для технического, информационного обеспечения, а также мониторинга реализации проекта в субъекте Российской Федерации.
Функции технического обеспечения проекта включают:
· сбор заявок участников конкурсов;
· оформление конкурсной документации;
· проведение технической экспертизы заявок по критериям участия;
· передача заявок, прошедших техническую экспертизу, экспертному Совету;
· обработку итоговых результатов общественной экспертизы;
· формирование рейтинга с определением победителей, согласно установленной на регион квоте;
· подготовку списков победителей;
· передачу списков победителей для утверждения в региональный Совет;
· передачу утвержденных документов в Минобрнауки;
· заключение государственных контрактов со школами и договоров с учителями – победителями;
· перевод денежных вознаграждений на соответствующие счета
· организацию и проведение конкурсных мероприятий;
Функции информационного обеспечения проекта включают:
· информирование муниципальных органов управления образованием, потенциальных участников конкурса и широкую общественность о порядке и сроках проведения конкурсных мероприятий;
· создание и поддержку сайта для отражения информации о ходе реализации проекта и текущего рейтинга участников конкурса;
· создание банков данных об учреждениях и учителях, участвующих в проекте;
· публикацию и распространение опыта школ-победителей конкурса и лучших учителей в регионе;
· подготовка и размещение информации для информирования граждан о ходе реализации проекта в СМИ;
· подготовка и передача информации о ходе реализации проекта для Региональной рабочей группы и федерального оператора в целях осуществления мониторинга проекта.
Функции мониторинга реализации проекта включают:
· создание банка инновационных образовательных программ и информации о работе образовательных учреждений и учителей – участников национального проекта
· сбор и подготовку, материалов по опыту школ-победителей конкурса и лучших учителей в регионе;
· анализ результатов реализации национального проекта на муниципальном и региональном уровне.
В состав Региональной организационной группы (конкурсной комиссии), численностью 7-10 человек, могут войти:
· руководитель;
· заместитель руководителя;
· специалист по информационным технологиям;
· специалист по финансовым вопросам, контролирующий движение денежных средств с учетом казначейского исполнения бюджетов и пр.;
· специалист по нормативно-правовому регулированию;
· офис-менеджеры (прием заявок, рассылка документов и пр.)
Минимальные технические требования к организации условий работы региональной конкурсной комиссии включают: рабочее помещение (кабинет); компьютер; коммуникационные технические средства связи (телефон, факс, электронная почта, сайт).
В процедурном плане представляется целесообразным формировать единую Организационную группу (конкурсную комиссию) для рассмотрения заявок по обоим конкурсам (образовательных учреждений и учителей), если в представлениях на учителей речь идет о реализации ими инновационных образовательных программ. Это позволит выработать общий подход к рассмотрению всех подобных материалов в коллективно согласованном контексте. С этой точки зрения, оправданным первым этапом формирования региональной комиссии и экспертного института было бы приглашение их потенциальных членов на общее обсуждение предстоящей работы без предварительного разделения функций. Это дало бы возможность самим участникам обсуждения определиться по поводу большей эффективности своей деятельности либо в качестве члена конкурсной комиссии, либо в качестве эксперта по тому или иному направлению.
При этом важно подчеркнуть, что по своим функциям региональная Организационная группа (конкурсная комиссия) является лишь первым звеном всей организационно-экспертной цепочки, по которой проходят заявки. Именно она осуществляешь техническую экспертизу, определяет соответствие представленных документов и материалов критериям участия и передает пакет материалов Экспертному совету (экспертным комиссиям) для углубленной экспертизы.
1.2.2. Разработка сетевого плана-графика реализации ПНПО
В регионе
Разработка сетевого плана-графика (см. Приложение 13) включает определение основных мер по реализации ПНПО в регионе, исполнителей, ответственных за их реализацию, результатов реализации, сроков исполнения и объемов финансирования.
Сетевой план-график составляется на весь срок реализации ПНПО (2006-2007 годы). Меры группируются по этапам реализации проекта, в число которых входят:
· подготовка к конкурсу образовательных учреждений и учителей;
· прием заявок претендентов;
· проведение конкурса;
· вознаграждение победителей конкурса;
· мониторинг реализации программ и распространение опыта победителей.