Б2.П.2 Педагогическая практика
ПРОГРАММА
ПРАКТИКА
Б2.П.2 Педагогическая практика
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность: Дошкольное образование
Уровень бакалавриата
Форма обучения
очная
Общие положения
Блок 2 "Практики" в полном объеме относится к вариативной части программы.
Порядок организации практики бакалавров регламентируется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря № 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования – бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование от 4 декабря 2015 г. № 1426;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» №1367 от 19 декабря 2013 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» №1383 от 27 ноября 2015 г.
- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры. СМК СурГПУ НП 115-2014.
- Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы магистратуры. СМК СурГПУ НП 19-2016;
-Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы практики. СМК СурГПУ ИМ-06-2015.
Вид практики, способ и форма (формы) её проведения.
Вид практики: производственная.
Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Способы проведения практики: стационарная
Стационарная практика проводится в дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории города Сургута.
Формы проведения практики:
Практика проводится в следующих формах
а) непрерывно - путём выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП ВО.
Цель и задачи практики.
Целями практики являются становление общепрофессиональной компетентности бакалавров в процессе решения профессионально-педагогических задач в условиях реального взаимодействия с детьми в дошкольной образовательной организации в соответствии с направленностью «Дошкольное образование» и региональными особенностями развития образования.
Задачами практики являются:
1. Развитие умений бакалавров проектировать и реализовывать фрагменты педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации.
2. Развитие профессиональных способностей студентов, умений применять их в работе с детьми, педагогами, родителями.
3. Формирование творческого подхода к педагогической деятельности.
4. Развитие умений анализа и самоанализа результатов образовательного процесса.
4. Перечень планируемых результатов освоения программы практики.
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствие с ФГОС ВО:
- готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности – ОПК-1;
- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся – ОПК-2;
- готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса – ОПК-3;
- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования – ОПК-4;
- готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов – ПК-1;
- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики – ПК-2;
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности – ПК-3;
- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета – ПК-4;
- способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся – ПК-5;
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса – ПК-6;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности – ПК-7.
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие знания, практические навыки, умения, опыт деятельности:
знать:
- цели и задачи развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- требования к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- особенности социализации и индивидуализации детского развития;
уметь:
- отбирать содержание, способы и средства педагогического взаимодействия с детьми в условиях образовательного процесса;
- проектировать содержание собственной педагогической деятельности;
- отбирать образовательное содержание и эффективную технологию организации разных форм взаимодействия с детьми;
владеть:
- методикой анализа и самоанализа достижения поставленных целей и задач фрагментов образовательного процесса;
- методикой организации диагностических процедур в соответствии с программой констатирующего эксперимента в рамках курсовой работы;
иметь опыт:
- постановки и реализации целей и задач развития и воспитания ребенка-дошкольника и группы детей в целом в условиях образовательного процесса ДОО;
- организации педагогического взаимодействия с группой детей и индивидуально с ребенком;
- организации индивидуальной и совместной детской деятельности;
- разработки методических рекомендаций для родителей.
Объём практики.
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 4,5 зачетные единицы (162 часа), её продолжительность 3недели. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет не более 6 часов в день и 36 часов в неделю (КзоТ ст.43).
Время проведения практики.
Педагогическая практика проводится на шестом семестрев течение трех недель. В качестве баз для практики выступают дошкольные образовательные организации г. Сургута. Практика проводится в группах детей 3-7 лет.
Образовательные и информационные технологии.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, изданными за последние 10 лет. Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания ( журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Детский сад: теория и практика», «Детский сад от А до Я», «Управление ДОУ» и др.). Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа бакалавров к сети Интернет. Бакалаврам предоставлен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, к которым относятся следующие библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в том числе электронно-библиотечные системы и электронные образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных): ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru; ЭБС "IQLib" http://www.iqlib.ru; Научная электронная библиотека eLibrary http://www.elibrary.ru; ЭБД Российской государственной библиотеки http://diss.rsl.ru; Электронный каталог библиотеки СурГПУ; Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) http://uisrussia.msu.ru; Справочная правовая система КонсультантПлюс; БД Polpred http://www.polpred.com; БД "Рубрикон" http://www.rubricon.com и пр.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Примерный перечень заданий
Содержание Подготовительного этапа практики.
В течение первой недели педагогической практики студенты знакомятся с ДОО, организацией образовательного процесса, развивающей среды; расширяют свои знания по проблемам планирования и взаимодействия с детьми, родителями
Содержание практики на данном этапе включает выполнение следующих видов заданий:
- знакомство с ДОО, беседы с заведующим, старшим воспитателем, педагогами дошкольной образовательной организации;
- знакомство с организацией образовательного процесса в конкретной возрастной группе;
- знакомство с документацией (планированием образовательной работы с детьми);
- знакомство с детьми своей группы (содержание бесед произвольное);
- выполнение заданий для решения профессиональных задач в своей группе;
- помощь воспитателю в организации первой и второй половины дня;
- знакомство с педагогами, родителями.
Содержание Основного этапа практики.
Содержание деятельности студентов на практике связано с самостоятельным проектированием и организацией фрагментов образовательного процесса возрастной группы ДОО.
Календарно-тематический план и содержание работы с детьми в течение дня определяется рабочей парой студентов самостоятельно с учетом предлагаемых требований. Ежедневный график работы студентов согласовывается с групповым руководителем практики.
В период практики рабочие пары студентов ежедневно заполняют дневник (вариант дневника представлен ниже), ориентируясь на пакет приложений.
Содержание Итогового этапа практики:
- подготовка студентами отчета-самоанализа о результатах профессионально-педагогической деятельности в условиях педагогической практики.
Формы предъявления результатов выполнения заданий:
— дневник по практике, включающий титульный лист, ежедневный календарный план работы студента на практике с 1 по 3 неделю по следующей форме:
Планировать содержание своей деятельности студенту (студентам) рекомендуется в дневник по следующей схеме:
Индивидуальный дневник студента:
№ п/п | Виды деятельности | Сроки | Отметка о выполнении, оценка, краткий анализ, замечания педагога |
1. | Наблюдение на физкультурном занятии | Ставится конкретная дата проведения | Краткий анализ НОД |
2. | Составление конспекта НОД | Выполнено | |
Самостоятельное проведение занятия | Оценка, замечания. |
— конспекты открытых мероприятий (конспекты НОД, руководство игровой деятельностью детей, прогулки и развлечения, консультации для родителей);
— фотозаписи наблюдения за НОД;
— анализ документации;
— план воспитательно-образовательной работы;
— отчет-самоанализ о результатах профессионально-педагогической деятельности в условиях педагогической практики
Отчет пишется в свободной форме с указанием целей, задач и значения практики в профессиональной подготовке бакалавра, степени решения цели и задач практики, анализа диагностической деятельности, общее впечатление о практике в целом, рефлексия приобретенных и усовершенствованных профессиональных знаний и умений (осуществление связи теории с практикой, характеристикой собственной профессиональной готовности к педагогической деятельности, анализа уровня развития компетентностей), направлений профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования, предложения по совершенствованию содержания и организации педагогической практики;
- отзыв научного руководителя о результатах прохождения студентом практики.
Оценка «отлично»
1. Студент проявил умение самостоятельно проектировать содержание собственной педагогической деятельности.
2. Разработал содержательный план работы на каждый день в соответствии с предъявляемыми требованиями и полностью выполнил его.
3. Проявил умение отбирать образовательное содержание и эффективную технологию организации разных форм взаимодействия с детьми.
4. Проявил творческую инициативу в педагогической деятельности, умении изучать ребенка, устанавливать с ним контакт, руководить его развитием, что отразилось: в разнообразии игр и занятий с детьми; в сочетании процессов социализации и индивидуализации детского развития; в личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком, учете его индивидуальных особенностей и логики развития; в адекватности методов и приемов организации разных видов деятельности детей и взаимодействия с ними.
5. Проявил умение обстоятельного и содержательного анализа и самоанализа достижения результатов фрагментов образовательного процесса, которые были организованы студентом и самоанализа педагогической деятельности.
6. Проявил умение грамотно и тщательно вести педагогическую документацию по практике.
Отчетная документация оформлена в соответствии с основными требованиями и содержит все необходимые компоненты.
Оценка «хорошо»
1. Студент проявил умение самостоятельно проектировать содержание собственной педагогической деятельности.
2. Разработал содержательный план работы на каждый день в соответствии с требованиями и не полностью выполнил его по уважительной причине.
3. Допускал незначительные ошибки при отборе образовательного содержания и технологий разных форм работы и взаимодействия с детьми.
4. Не в должной мере проявил творческую инициативу в педагогической деятельности, умении изучать ребенка, устанавливать с ним контакт, руководить его развитием, что проявилось: в однообразии игр и занятий с детьми; в доминировании или процесса социализации, или индивидуализации развития ребенка; в некоторой неадекватности приемов и методов организации разных видов деятельности и взаимодействия детей.
5. Испытывал трудности при анализе, самоанализе и оценке результатов педагогического процесса и педагогической деятельности.
6. Осуществил научное исследование в рамках темы курсовой работы.
7. Проявил умение вести документацию по педагогической практике.
Оценка «удовлетворительно»
1. Слабо проявил умение самостоятельно проектировать содержание собственной педагогической деятельности.
2. Допустил значительные ошибки при разработке содержания плана работы на каждый день и не полностью выполнил его без уважительной причины.
3. Были допущены серьезные ошибки при отборе образовательного содержания и технологий разных форм совместной работы и взаимодействия с детьми.
4. Творческая инициатива педагогической деятельности отсутствовала: игры и занятия носили стандартный характер; индивидуальный подход в работе с детьми практически не осуществлялся; неадекватность приемов и методов организации разных видов детской деятельности и взаимодействия с детьми.
5. Слабо проявил умение анализа и самоанализа результатов педагогического процесса и педагогической деятельности.
6. Осуществил научное исследование в рамках темы курсовой работы.
7. Испытал трудности, проблемы при оформлении педагогической документации по практике. Студентом представлены все необходимые материалы отчетной документации, но в них имеются поверхностная и недостаточно обоснованная информация о результатах самостоятельной деятельности.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Требования к оценке деятельности обучающихся на практике.
1) полнота и успешность реализации студентом задач и содержания по видам и направлениям деятельности;
2) уровень сформированности у студента исследовательских, проектировочных, прогностических, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений;
3) уровень теоретический подготовки по вопросам детской психологии и дошкольной педагогики;
4) уровень проявления творчества, инициативы, самостоятельности, высокого уровня ответственности;
5) качество ведения документации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
а) основная литература:
1. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
б) дополнительная литература:
4. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для вузов [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 268 с.
5. Зубарева, Н.С. Педагогическая поддержка как средство оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.С. Зубарева // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. [81-82].
6. Коробкова, В.В. Педагогическая поддержка детской одаренности в условиях семейного воспитания [Текст] / В.В. Коробкова, Ю.И. Якина // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 105-108.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Перечень библиотечных каталогов различных стран мира можно получить с помощью справочника Yahoo! (http://www.vahoo.com/).
- Каталог Научной библиотеки МГУ(http:// www.lib/msu.su)
- Каталог Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru /_resl.htm)
- Каталог Российской национальной библиотеки (http:// www.nlr.ru)
- Сайт Auditorium.ru (http:// www.auditorium.ru) задуман как крупное, четко структурированное, динамично развивающееся и доступное хранилище информации в области гуманитарных наук.
12. Российский образовательный портал http://www.edu.ru/
- Стандарт общего образования ttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261
- Распорядительные и нормативные документы системы российского образования http://www.edu.ru/index.php?page_id=35
15. Педагогика. Электронный путеводитель по справочным и образовательным ресурсам. http://www.nlr.ru/
13.ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Разработчик: к.п.н., доцент | Зырянова С.М. | «____»______20__ г. | |
Рецензент: | «____»______20__ г. | ||
должность, степень, звание | И.О. Фамилия | ||
РЕКОМЕНДОВАНО: на заседании кафедры __________________________(без сокращений) «____» _______ 20__ г. Протокол № ___ | |||
Зав. кафедрой, | «____»______20__ г. | ||
должность, степень, звание | И.О. Фамилия | ||
ОДОБРЕНО: на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________(без сокращений) «____» _______ 20__г. Протокол № ___ | |||
Председатель учебно-методической комиссии факультета, | «____»______20__ г. | ||
должность, степень, звание | И.О. Фамилия | ||
СОГЛАСОВАНО: | |||
Декан факультета ________________________(без сокращений), | «____»_______20__ г. | ||
должность, степень, звание | И.О. Фамилия | ||
Начальник отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса, | «____»______20__ г. | ||
должность, степень, звание | И.О. Фамилия |
ПРОГРАММА
ПРАКТИКА
Б2.П.2 Педагогическая практика
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность: Дошкольное образование
Уровень бакалавриата
Форма обучения
очная
Общие положения
Блок 2 "Практики" в полном объеме относится к вариативной части программы.
Порядок организации практики бакалавров регламентируется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря № 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования – бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование от 4 декабря 2015 г. № 1426;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» №1367 от 19 декабря 2013 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» №1383 от 27 ноября 2015 г.
- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры. СМК СурГПУ НП 115-2014.
- Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы магистратуры. СМК СурГПУ НП 19-2016;
-Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы практики. СМК СурГПУ ИМ-06-2015.