Кризис 1 года. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Основные достижения.
Кризис — это необходимая фаза развития малыша. Этот период очень часто сопровождается капризами, упрямством, непослушанием. Основными причинами такого поведения можно обозначить умение самостоятельно ходить, разговаривать, развиваться с помощью дополнительных предметов.
Ребенок уже понимает, что он отличается от взрослых. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то новым, он хочет это потрогать, освоить, рассмотреть. И когда у него что-то не выходит, он начинает с помощью капризов добиваться своей цели.
Годовалый малыш хотя и начал осваивать азы речи, но он еще не умеет толком объяснить родителям, чего хочет. И каждый запрет вызывает еще большее упорство и истерики. Родители, которые сталкиваются с непонятным поведением чада, думают, что ребенок просто-напросто разбалован, и начинают ограничивать его самостоятельность еще больше. А кризисный этап очень важен для становления ребенка как личности. И капризное поведение — это всего лишь требование самостоятельности.
Известный психолог Лев Семенович Выготский считал, что кризис 1 года связан с появлением автономной речи у ребенка. Она является переходной ступенью между пассивной и активной речью. С появления детского говора меняется отношение к окружающей среде. Изменения биоритма не совпадают с развитием речи у малыша, и поэтому он не может контролировать свое поведение.
До годовалого возраста мама и папа были для ребенка единственным центром восприятия. Но с развитием речи ребенок переключает свое внимание и на окружающие предметы. Когда его внимание не удовлетворено, карапуз начинает эмоционально реагировать: плачет, капризничает, упорствует. И кризис в этот период характеризуется обратным развитием. То есть неумение полностью выразить словесно свои действия и побуждения провоцирует его эмоциональное поведение. При таком поведении нарушаются и все биоритмы организма ребенка: время сна и бодрствования, приема пищи. Но такой период нельзя назвать острым.
Кризис первого года - переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протест может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов и если стиль воспитания в данной семье далек от идеала, то обстановка может накалиться. Задача взрослых - не допускать излишнего давления на ребенка и быть последовательными в требованиях, т.е. если что-то запрещаете, то без поблажек.
Ребенок начинает активно ходить, ползать, происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка выполнимы, ему часто приходится слышать слово "нельзя", которое может вызывать сильную эмоциональную реакцию, протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса. Задача родителей в этот период - дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть более терпеливыми и выдержанными, а самое главное последовательными - постараться исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.
Овладевая ходьбой и речью, ребёнок проходит очень сложный период развития, когда ему совершенно необходима помощь родителей. Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от неё в этом возрасте - тяжёлое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года - не самое лучшее время для этого. Следует подождать окончания кризисного периода, когда ребёнок достигнет более высокого уровня адаптированности.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка являются:
1. Развитие прямой походки (прямохождение). С развитием прямохождения ребенок получает возможность знакомиться (активно) с новыми предметами. Чем больше он двигается, тем больше он получает впечатлений, которые наполняют его чувства, мысли и в дальнейшем воображение.
2. Развитие предметной деятельности. Предметы начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как определенный способ употребления, т. е. той функции, которая закрепляется за ним в общественном опыте. Ведущая деятельность – предметная деятельность. К концу раннего детства начинает складываться новый вид деятельности – игра, но пока она носит предметный характер.
3. Овладение речью. В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Появляются волевые качества. На границе 2-х – 3-х лет появляется очень важное новообразование – «Я». Развитие сенсомоторной сферы и форм общения в младенческий период. Возрастные границы – от 1 месяца до 1 года.
Потребность в общении появляется под влиянием ряда условий:
1. Необходимость в уходе и заботе взрослых;
2. Поведение взрослого, обращенного к ребенку. Первая улыбка у ребенка, как правило, появляется к концу 1-го – началу 2-го месяца.
Затем он начинает улыбаться все чаще. Особая, эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому носит название комплекс оживления. К 4-м месяцам в общении появляется избирательность, когда ребенок начинает узнавать своих и радоваться им, а незнакомых начинает бояться. В 6 – 7 месяцев дети начинают разбираться в интонациях голоса. При правильных методах воспитания непосредственное общение, т. е. общение ради общения, характерное для начала младенчества начинает уступать место общению по поводу предметов, которое перерастает в совместную деятельность ребенка и взрослого. Потребность в общении создает базу для усвоения речи.
Развитие речи:
1. До 1 месяца наблюдается звуковое сосредоточение;
2. Гуление (на границе 3-х – 4-х месяцев);
3. Лепет (через 2 месяца) – попытка произнесения звуков (слогов);
4. К концу первого года появляются слова.
Освоение орудийных действий проходит несколько ступеней:
1. Орудие служит для ребенка продолжением своей собственной руки и он пытается действовать орудием, как своей рукой;
2. Ребенок начинает ориентироваться на связь орудия с предметом, но выполняет от случая к случаю;
3. Достаточное приспособление руки к свойствам орудия – возникают орудийные действия.
Развитие речи. 1. Первый период (до 1,5 лет) – это развитие понимания ребенком, обращенной к нему речи взрослых (пассивная речь); 2. Самостоятельное произнесение слов (активная речь). С этого момента речь становится основным средством общения с окружающими людьми. Наряду с расширением «словаря» и уточнением в произношении слов, в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя языка, ребенок начинает пользоваться окончаниями. Наряду со зрительным восприятием интенсивно развивается и слуховое восприятие. Звуки разных типов начинают выделяться и опознаваться ребенком, сначала гласные, потом согласные. К концу 2-го года дети воспринимают все звуки родного языка. Умственное развитие.