Кое-что о «синтетических» благородных камнях
Искусство производить прозрачную материю, стекло было знакомо уже древним египтянам. Из песка, естественной соды и раковин моллюсков они выплавляли легкоплавкую массу, которую окрашивали добавками металлической золы. Первоначально это искусство было храмовой тайной, как так изготовленные из такого стекла утварь и украшения служили исключительно культовым целям.
Вплоть до времен средневековых алхимиков, когда уже появились великолепные церковные окна со стеклянной живописью, искусство «Vitrum» (полатыни стекло) означало высшую школу обращения с материей.
Стекло, как оно, с его методами изготовления и составом, почти неизменным перешло из древних времен, является, в сущности, новым творением человека. Особенно относительно состава оно не имеет никакого прообраза в природе. Конечно, есть вулканические «стекла», так называемые обсидианы, из которых также иногда изготавливаются украшения, но эти «природные стекла» богаты глиноземом и кремнием и очень тугоплавки.
Хотя изготовление стекла знакомо человечеству, уже, вероятно, около трех тысячелетий, до 19 столетия от Р.Х. никому не приходила мысль делать из искусственных и крашеных стекломасс «заменители» настоящих благородных камней. Эта стеклянная разновидность «синтетических благородных камней», как они производятся сегодня в неограниченных количествах для самых дешевых и массовых украшений, здесь также не обсуждается.
Но вот, весьма знаменательно, что примерно в то же время, когда начали вышеуказанным образом имитировать драгоценные камни, были предприняты также первые попытки искусственного производства «настоящих благородных камней». То есть пытались техническим путем производить кристаллы, которые имели бы тот же химический состав, что и природные кристаллы.
Учитывая высокую стоимость благородных корундов (рубин и сапфир) эти первые усилия почти исключительно были направлены на искусственное изготовление рубинов. Точные химические исследования благородных камней, которые были предприняты уже в первой половине 19 столетия, дали возможность проведения целого ряда опытов плавления и преобразования, чтобы достигнуть этой цели. Все эти опыты были увенчаны успехом. Только при этом чаще всего затрата была большей, чем приобретение. Из всех этих попыток в практику вошел единственный процесс, который разработал француз Вернейль. Он состоит в том, что чистейший глинозем в форме порошка, с примерно 2,5 процентами хромовой кислоты вносится в пламя гремучего газа в печи особой конструкции. При температуре около 2000° порошок глинозема плавится в виде мельчайших капель, которые постепенно собираются на огнеупорном штифте и постепенно формируют грушевидное образование булю. Примерно за 4 часа вырастают були толщиной около 1.5 см и высотой около 6 см, достигая веса 200500 карат. Эта буля имеет насквозь кристаллическую структуру, идеально прозрачна и при верном составе порошка более чистой рубиновой окраски.
При огранке такого искусственного рубина оказывается, что это «искусственное» вещество при всем поверхностном сходстве с природным камнем, все же намного тверже, чем последний.
Под микроскопом и при дальнейших оптических исследованиях специалист может легко установить, что у искусственного благородного камня, несмотря на цветовое сходство и высокую твердость иная внутренняя структура, чем у природного камня.
Путем процесса Вернейля, который технически улучшался вплоть до настоящего времени, сегодня в некоторых странах производят эти, так называемые синтетические благородные камни. Применяя чистейший глинозем, можно производить полностью бесцветныe були, как и добавками самых различных металлов добиваются любой окраски. Таинственной краснозеленой перемены окраски александрита достигают добавкой металлического ванадия в расплав глинозема. Введением в расплав иголочек рутила в 1947 году были получены «синтетические звездчатые сапфиры».
Путем того же процесса Вернейля производят и так называемые синтетические шпинели. Природная шпинель состоит из глинозема и окиси магния в «молекулярном» отношении, проще говоря из примерно равных долей глинозема и магнезии. Синтетическая шпинель, напротив содержит намного больше глинозема; при массовом соотношении природной шпинели безупречные були выплавлять нельзя. Так что искусственная шпинель, строго говоря, вещественно нечто совершенно иное, чем природный камень.
Эти искусственные шпинели также имеют высокую твердость и их можно окрашивать как угодно. Они более родственны благородным камням, чем искусственные корунды.
Здесь, к чести ювелиров, следует сказать, что искусственные благородные камни поступают в продажу только как таковые. Подавляющая же часть искусственных благородных камней, прежде всего корундов, используется для технических целей в часах и других точных инструментах.
В ходе усилий создать искусственный благородный камень, который бы превосходил алмаз своей игрой, в печи Вернейля удалось выплавить чистый титаноксид. Титан, с которым мы встречались ранее в связи с окраской различных благородных камней, это родственный железу металл, при этом легкий и очень твердый. Отсюда его важная роль в современной технике. Окисел этого металла встречается в природе как рутил, анатаз и брукит, минералы, которые находят в граните в расселинах вместе с горным хрусталем и др.. Этот природный титаноксид, рутил, чрезвычайно редко имеет характер благородного камня. Искусственно выплавляющийся, почти бесцветный рутил существует теперь как новый синтетический благородный камень; при бриллиантовой огранке он имеет почти в семь раз большую цветовую игру, чем алмаз той же огранки. Этот камень можно было бы называть «сверхалмазом», не имей он большого недостатка: он мягче, чем горный хрусталь и имеет твердость, примерно полевого шпата. Он поэтому легко изнашивается и вследствие этого много из своей игры теряет. Чтобы исправить этот недостаток, прибегают к напылению в высоком вакууме на готовый шлифованный камень более твердого вещества, кварца или корунда.
Примечательно, что этот синтетический рутил проявляет полную интенсивность своей красочной игры только ночью, при искусственном свете. В Америке его поэтому называют «титания», «the night stone».
С недавних пор в Америке производится, также в печи Вернейля, синтетический благородный камень, который вещественно является титанатом стронция. Речь идет о соединении титаноксида со стронцийоксидом. Стронций является щелочноземельным металлом, который близко родственен кальцию обычной извести. Как небесноголубой целестин, сернокислая соль стронция встречается в некоторых известковых формациях и как игольчатые щетки в серных рудниках на Сицилии.
Этот «старилиан», как окрестили искусственный продукт, не имеет никакого аналога в природе, т.е. является действительным творением человека. Титанат стронция в противоположность синтетическому рутилу абсолютно бесцветен и имеет примерно ту же твердость. Блеском, игрой и прозрачностью он весьма подобен бриллианту, у него цветовая игра не так назойлива, как у синтетического рутила.
Но этот новый «благородный камень» старилиан ни как сырой камень в форме булей, ни в огранке в продажу не поступает. Фирмапроизводитель вправляет его в платиновые украшения и продает только таким образом.
Одна немецкая фирма в течение некоторого времени выпускает в продажу искусственную ляпислазурь, которая имеет общей с природным камнем только окраску. Камень состоит из агломерированного корунда или шпинели, окрашенных подходящими добавками металла, вероятно также искусственным ультрамарином. Окраска отличный ляпис-синий, даже с характерными звездообразными включениями пирита. Твердость намного выше, чем у природного камня, ведь речь здесь о корунде или шпинели.
Вышеописанные синтетические благородные камни в отношении их технического изготовления можно рассматривать, как близко родственные стеклу: как и стекло они происходят из огненножидкого расплава. Но есть ещe и такие искусственные камни, методы изготовления которых приводят к действительным кристаллам, которые следует приравнивать к природным кристаллам. Только при этом следует тонко различать: выплавляющиеся в печи Вернейля були внутренне являются кристаллами; внешне они все же не имеют такой точной границы, как природные кристаллы. Внешне такая буля может иметь вид стекла. Но они отличаются от него внутренней кристаллической структурой. Настоящие стекла не кристаллические, но, собственно застывший гель, коллоид. В этом можно убедиться хотя бы на том факте, что большие и тяжелые витринные стекла с течением лет становятся внизу все толще, так как настоящее стекло все еще «течет».
Искусственное изготовление настоящих кристаллов благородных камней без высоких температур плавления во всеобъемлющих попытках восходит к прошлому столетию. Только перед последней войной одной немецкой фирме удалось изготовить кристаллы изумруда из водного раствора его составных частей.
Происходит это следующим образом: известные из анализов отдельные составные части изумруда, т.е. кремнекислоту, бериллозем, глинозем и хромоксид, вместе с чистой водой нагревают в прочном сосуде до температуры примерно от 400° до 500°. Перегретая и под давлением до 1000 атмосфер вода «растворяет» тяжело растворимые в воде вещества до коллоидов. Если теперь этот коллоидный раствор выдерживать неделями и месяцами при точном поддержании давления и температуры, то, на верхней, более прохладной части сосуда кристаллизуются настоящие кристаллы изумруда. Разумеется, при этом процессе в раствор необходимо поместить так называемый зародышевый кристалл, на котором может оседать кристаллизующаяся субстанция.
По этой, весьма интересной методике один американский химик в Сан-Франциско ежемесячно производит несколько тысяч камней до трех карат весом.
По подобной методике одна известная американская фирма изготавливает крупные, прозрачные и двуконечные кристаллы горного хрусталя, которые используются в технических целях, в качестве так называемых кварцев для передатчиков, ультразвуковых генераторов и так далее.
В этом так называемом гидротермальном процессе можно производить кристаллы кварца до 500 грамм весом за период от двух до трех месяцев. Хотя эти искусственные кристаллы изза чрезмерной затраты времени и энергии очень дороги, это все же окупается, у изумруда редкостью хороших природных камней и у горного хрусталя нехваткой безупречных природных кристаллов для технических целей.
Что же касается «котировки» таких искусственных благородных камней, без учета методов их изготовления, то дело обстоит, в сущности, очень просто.
Следует принять во внимание, что такие искусственные продукты, которые появляются, ведь, также и во всевозможных других областях настоящие дети нашего времени и образа мыслей. Интенсивным обращением с чувственно воспринимаемой материей, почти исчерпывающим исследованием свойств этой материи человек научился обходиться с нею. Взгляд при этом, с крайней последовательностью направлен на эти свойства, на «что» какойлибо вещественности. Если, к примеру, удалось произвести вещество, которое уже нельзя сжечь, и, к тому же небьющееся, то конечно, достигнуто нечто значительное. Но дилетант не подозревает, какие, граничащие с колдовством технические процессы должны были быть применены, чтобы произвести это вещество. Химик, инженер знает об этих процессах, но потребитель, который какимлибо образом использует искусственное вещество, никак не осознает какие пути привели к нему. Едва ли возникнет вопрос о «как» возникновения субстанции. И все же пути, которые ведут к образованию вещества, являются решающими для его внутренних свойств.
Существенно здесь то, что всеми этими искусственными продуктами, благородные ли это камни, или пластмассы со «сверхприродными» свойствами, создается совершенно новый мир, мир, которого без человека бы не было. В человеке должна пробуждаться ответственность по отношению к этому миру, так же, как он должен иметь ее по отношению к другим царствам природы. Но у него нет ни того, ни другого, он лишь преисполнен гордостью за свои творения, утверждая, что он превзошел и «улучшил» природу. Но как быть, если однажды здесь встанет вопрос, имела ли «природа» вообще когдалибо намерение превзойти то, что она «создала»?
В любом случае несомненно: природа шла к созданию своих субстанций совершенно другими путями, чем те, которыми идет сегодня человек в своей технике. Результат ее пути природные вещества. Человек до сегодняшнего дня значительно больше интересовался результатом этого «пути природы», чем самим путем. Он просто изучил свойства этого результата, т.е. свойства веществ и делает чудовищную ошибку, заключая из этих свойств о пути их возникновения.
Так что, если удается производить это вещество, искусственно изготовляя из расплава природных веществ благородный камень или позволяя кристаллам возникать долговременным нагревом растворов под неслыханным давлением, он заключает, что природа работала таким же образом. В действительности он искусственным изготовлением кристаллов не узнал ничего иного, как то, что сегодня естественные свойства веществ таковы, что требуются высокие температуры или давления, чтобы привести вещество в то состояние, в котором оно очень похоже на определенное природное вещество.
При беспристрастном изучении природных веществ, действительно с предельной точностью, придется многократно убеждаться в том, что природа шла другими путями. Все это указывает на то, что «мертвые» вещества нашего мира горных пород в прошлом имели совсем другие химические и физические свойства, чем в современности. Это столь же достоверный факт, как то, что ранее существовали другие растения и другие животные, на место которых пришли сегодняшние. В действительности природа всегда в течении, также ещe и сегодня. Только с тем различием, что человек уже давно стал вмешиваться в это течение.
Парацельс говорил, что врач и естествоиспытатель должен был бы «пройти экзамен у природы». Но это значит, что он должен был бы учиться работать, как природа. Р. Штайнер говорил, что следовало бы учиться сотрудничать со становящейся (текущей далее) природой, чтобы превзойти ставшую природу.
Но все наше знание, наше мастерство лежит сегодня в области ставшей природы и ставших свойств веществ. Мы работаем только с этим ставшим, не спрашивая каков путь в будущее этого ставшего природы. Этот путь раскрывается только, если спрашивают о пройденных путях природы, если спрашивают о том, как шло становление веществ.
Из этих вопросов о «как» становления в прошлом получаются тогда и ответы о «как» пути в будущее.
Сегодняшняя работа со ставшей природой ведет к ее разрушению, ведет к разрушению жизни вообще, если мы не находим, в противовес этому, путей работы со становящейся, далее текущей природой.
Тот, кто рассматривает синтетический благородный камень в его совершенстве, может сказать себе: это является продуктом человеческого ума, человек произвел это прекрасное образование, так как он очень точно знает ставшую природу. Это нечто новое в мире.
Но если он держит в другой руке природный камень такой же внешней красоты, то он может сказать себе: это образование становящейся природы, чьи пути я могу лишь предвидеть, чьи последние тайны ещe полностью закрыты. Это древнейшее в мире свидетельство того, что, в конце концов все произошло из света.
* Â.Êëîç, «Æèçíü Çåìëè», «Õîðñ», Îäåññà, 1997
* Çäåñü èìååòñÿ â âèäó äóõîâíàÿ àóðà êàìíÿ, âûçûâàþùàÿ â äóøå íàñòðîåíèå çàùèùåííîñòè, âíóòðåííåé óâåðåííîñòè, áåçîïàñíîñòè (ïðèì. ïåðåâ.)
* согласно докладам Р. Штайнера в октябре 1906 года à òàêæå ïî Агриппе Неттесгеймскому.
* Çäåñü è äàëåå Â.Êëîç âìåñòî ýòîãî îáùåïðèíÿòîãî òåðìèíà, îáîçíà÷àþùåãî âíåøíèé îáëèê êðèñòàëëà (îò ëàò. habitus - âíåøíèé âèä), óïîòðåáëÿåò íåìåöêîå ñëîâî die Tracht - «îäåÿíèå». Õîòÿ ïîâåðõíîñòè êðèñòàëëîâ ñîñòîÿò îáû÷íî èç ÷åòêèõ ïëîñêèõ ãðàíåé, îíè äîïóñêàþò òàêèå æå áåñêîíå÷íûå âàðèàöèè èõ êîìáèíàöèé è ðàçìåðîâ, êàê è ôîðìû ðàñòåíèé è æèâîòíûõ. Îòñþäà è áåñêîíå÷íîå ìíîæåñòâî ãàáèòóñîâ. Ã. êîíêðåòíûõ êðèñòàëëîâ îïèñûâàþòñÿ îáû÷íî ââîäèìûìè äëÿ êàæäîãî ñëó÷àÿ òåðìèíàìè; íàïðèìåð: òàáëèò÷àòûé (ñëþäû), èãîëü÷àòûé (ðóòèë), ïðèçìàòè÷åñêèé, ñòîëá÷àòûé, ïëàñòèí÷àòûé, êîðîòêîñòîëá÷àòûé (öèðêîí), äåíäðèòîâûé (ñíåæèíêà) è äàæå ïðîâîëî÷íûé (ñåðåáðî). Äëÿ ñêîïëåíèé ñôåðîëèòîâ â ëèòåðàòóðå óïîòðåáëÿþòñÿ äàæå òàêèå îïðåäåëåíèÿ ãàáèòóñà, êàê ãðîçäåâèäíûé è ïî÷êîâèäíûé. (ïðèìå÷. ïåðåâ.)
* В Бразилии находили кристаллы с 40 и больше «слоÿìè».
* понемецки Spritzloch
* íåì. der Mandelstein, áóêâ. «êàìåíü ìèíäàëèí», ðóññê. ýêâèâàëåíò òåðìèíà íå íàéäåí (ïðèì.ïåðåâ.)
* Çäåñü è äàëåå ýòèì òåðìèíîì îáîçíà÷àåòñÿ öâåò æèâîãî ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà (ïðèì.ïåðåâ.)
* твердый гидрогель оксида кремния (ïðèì. ïåðåâ.)
* íåì. áóêâ. «çåëåíûå êàìíè», ðóññêèé òåðìèí íå íàéäåí (ïðèì. ïåðåâ.)
* издательство «Гиберния», ШтуттгартДорнах, 1952 (ãîòîâèòñÿ ðóññêèé ïåðåâîä)
* Âîïðîñ äîñòàòî÷íî îáøèðåí. Èнтересуþùèìся этой особой областью рекомендóåòñÿ работà автора в первом òîìå "Beitraege zur Substanzforschung", Hybernia-Verlag, Dornach/Stuttgart: "Die Wiederspiegelung der organischen Entwicklung in den Mineralgestalten von Eisen und Magnesium". В рекомендованной работе предпринята попытка показать связь образования гематита в минеральном мире с возникновением красной крови и дыхания кислородом.
* Ïîðîäû, îòíîñÿùèåñÿ ê âåðõíåìó òðèàñó (êðàñíûå ëåæíè) è ê íèæíåé ïåðìè (êåéïåð) (ïðèì.ïåðåâ.)
* Доломиты кальциймагнийкарбонаты.
* Guenther Wachsmuth, "Die Entwicklung der Erde" è "Werdegang der Menschheit".
* Â Берлине, октябрь 1906 года.
* íåì. der Pillendreher - áóêâ. «êàòàëüùèê ïèëþëü», øóòë. àïòåêàðü (ïðèì.ïåðåâ)
* GA 312, «Äóõîâíàÿ íóêà è ìåäèöèíà»
* «...â íåì çåëåíîå óòðî è êðîâàâûé âå÷åð... Ýòî ñóäüáà, ýòî ñóäüáà áëàãîðîäíîãî öàðÿ Àëåêñàíäðà!» (Í.Ñ.Ëåñêîâ, «Àëåêñàíäðèò»)
* íåì. der Aschenzieher.
* Gerbert Grohmann, "Die Pflanze" Bd. 1, 1948, Novalis-Verlag, Freiburg.
* Ð.Øòàéíåð, «Î÷åðê òàéíîâåäåíèÿ», ÑÏÁ 1991.
* ßêóòñêèå àëìàçû îòêðûòû óæå ïîñëå íàïèñàíèÿ êíèãè (ïðèì.ïåðåâ.)
* îò íåì., ãîëë. die Bank - â çíà÷åíèè «îòìåëü». Òàê íàçûâàþò îòìåëü, íà êîòîðîé «ïàñóòñÿ» óñòðèöû èëè æåì÷óæíèöû (ïðèì. ïåðåâ.)