Строение инновационной деятельности учителя
Инновационная деятельность, как и всякая другая, может быть в разной степени результативной и эффективной. Это определяется ее структурой и содержанием. Исследованию деятельности посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в последующем развитую другими психологами.
Анализируя структуру человеческой деятельности, А.Н. Леонтьев выделил в ней следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели, действия, операции[25].
Человек осуществляет деятельность потому что посредством этого он удовлетворяет ту или иную потребность. Потребность – это состояние испытываемой субъектом нужды в чем-то, недостатка чего-то. Потребность может существовать в двух формах – неопредмеченной (нужды в чем-то) и опредмеченной (направленной на определенный предмет). Чувство голода может направить человека на поиск пищи, но целенаправленным этот поиск станет тогда, когда будет конкретизировано, что именно искать. Опредмеченная потребность, т.е. потребность, имеющая предметное определение, является мотивом. Без мотива не бывает деятельности. Отдельные деятельности могут различаться по множеству признаков: по форме, по способам осуществления, и др. Но главное их отличие состоит в их предмете, т.е. в предмете потребности или иначе – мотиве. Деятельности без мотива не бывает. Немотивированная деятельности, согласно А.Н. Леонтьеву, - это не деятельность лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.
Всякая деятельность реализуется через действия. Они – основные образующие отдельных деятельностей. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Действие – это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели. Действия различаются прежде всего своими целями. Если деятельность направлена на мотив, то действие – на цель. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Например, ведение дискуссии, передача сообщения, перемещение из одного пункта в другой могут реализоваться в разных видах деятельности. Развернутая деятельность осуществляется как сложная структура действий, она предполагает выполнение множества связанных между собой действий, а значит и достижение множества целей.
Помимо цели, определяющей что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев называет операциями. Если цель состоит в том, чтобы добраться до пункта А, то сделать это можно разными способами. Выбор операции определяется существующими условиями. Если у вас есть автомобиль, и есть дорога, ведущая в пункт А, по которой можно проехать, то это одни условия, а если автомобиля или дороги нет, то это другие условия и цель будет достигаться разными операциями. При изменении условий цель остается, но способы ее достижения меняются.
Цель в единстве с условиями ее достижения образуют задачу. В приведенном выше примере, в зависимости от условий, задачи будут разными по сложности.
На рисунке 18 изображена общая структура деятельности. Построение деятельности того или иного вида требует конкретизации содержания составляющих ее компонентов.
Рис. 18. Общая структура деятельности
Поскольку инновационная деятельность – это особый вид деятельности, нужно понять специфические особенности ее мотивов, целей, задач, и др.
Мотивы участия в инновационной деятельности. То, что побуждает человека действовать, к чему он стремиться может иметь разное содержание и быть неявным даже для самого человека. Мотив придает деятельности личностный смысл. В принципе все, с чем встречается человек может стать предметом его потребности. Но все потребности можно сгруппировать в определенные классы. Известный американский психолог А. Маслоу разработал многоуровневую классификацию потребностей (мотивов)[26]. Согласно А.Маслоу, поведение человека детерминировано его потребностями – состояниями, создаваемыми нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует человека. После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.
А. Маслоу выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей (рис. 19).
Высшие потребности (потребности роста) Низшие потребности (нужды) | 5. Потребности самореализации - стремление человека реализовать свой внутренний потенциал, сделать то, что "только он" сможет сделать, потребность в понимании и осмыслении. 4. Потребности самоутверждения - это потребности человека в позитивной оценке его другими, признании, одобрении. 3. Потребности в принадлежности (социальных связях) - это потребности в любви, дружбе, поддержке постоянных контактов с другими людьми, потребность быть членом каких-то сообществ. 2. Потребности в безопасности - это стремление человека защититься от опасностей и неопределенности в будущем (сохранение определенного уровня жизни, предсказуемость и контроль за собственной жизнью), избежать опасностей, стресса. 1. Физиологические потребности - это потребности, которые связаны с обеспечением выживания человека (пища, жилище, одежда и т.д.). |
Рис. 19. Иерархия мотивов по А. Маслоу.
На самом нижнем уровне находятся физиологические потребности в пище, жилище, одежде и др. Высшие потребности – это потребности в самоутверждении и самореализации.
Высшая потребность может стать мотивом поведения, по А. Маслоу, лишь тогда, когда будут удовлетворены потребности более низких уровней. Но он оговаривался, что его иерархия потребностей не является жесткой схемой. Он допускал, что потребности более высоких уровней, могут пробуждаться и до того, как удовлетворены потребности низких уровней. Кроме того, А.Маслоу полагал, что высшие потребности приобретают функциональную автономию: раз возникнув в сознании человека, они уже мало зависят от степени удовлетворения низших потребностей.
Иерархия потребностей А.Маслоу – полезный инструмент для анализа поведения людей и самоанализа. Хотя в деятельности людей одновременно реализуются мотивы разных уровней, т.е. деятельность полимотивирована, в ней всегда есть доминирующие мотивы, невозможность реализации которых, ведет к прекращению деятельности.
Психологические исследования изобретателей, наиболее продуктивно работающих ученых и деловых людей привели к выводу, что основное их отличие не в некой особой умственной одаренности, а в мотивации. Было показано, что их действия в значительной мере определяются стремлением к интеллектуальному успеху или как его назвали мотивом достижения.
Анализ практики участия (и не участия учителей в инновационной деятельности) показывает, что здесь обнаруживаются мотивы разных уровней. Нередко основными мотивами включения в инновационную деятельность оказываются материальные мотивы (дополнительная оплата) или стремление избежать напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе. Если учителя не включаются в инновационную деятельность, то чаще всего в их мотивационной структуре доминируют мотивы нижних уровней, и они не рассматривают свое участие в развитии школы как действенное средство реализации этих мотивов.
При развитой мотивационной структуре, материальный мотив не исчезает, но не он определяет отношение учителя к инновационной деятельности. Потребности в самореализации и самосовершенствовании является основными мотивами учителя-инноватора. Такой учитель обладает важнейшей чертой личности – потребностью в активном созидании. Эта потребность является системообразующей, подчиняющей себе другие потребности предметно-вещественного характера, связанные с потреблением.[27]
Задачи инновационной деятельности учителя. Инновационная активность учителя в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всей школы в целом. В инновационной деятельности учителями решаются задачи четырех основных типов:
· освоения (внедрения) новшеств;
· собственной разработки новшеств;
· проведения педагогических экспериментов;
· передачи собственного опыта и разработок.
Если учитель входит в состав рабочей группы, реализующей внедренческий проект или проводящей эксперимент, то он решает в ней частные задачи в зависимости от распределения обязанностей в группе и формы организации ее работы.
В процессе решения общих задач инновационной деятельности учителями могут решаться различные частные задачи:
· анализ и выявление проблем собственной деятельности;
· анализ и выявление проблем деятельности групп, в которые входит учитель (например, классных команд), и педагогического коллектива школы в целом;
· поиск и оценка новшеств;
· разработка инновационных предложений;
· проектирование новой модели собственной деятельности;
· участие в проектировании будущей педагогической системы школы;
· участие в разработке или самостоятельная разработка внедренческих проектов;
· участие в разработке самостоятельная или самостоятельная разработка программ экспериментов;
· анализ и оценка результатов реализации внедренческих проектов и экспериментов;
· выполнение внедренческих проектов и программ экспериментов и др..
Учителя в своей инновационной деятельности могут решать разные по составу задачи. Одни могут сосредотачиваться только на совершенствовании собственной деятельности, а другие, наряду с этим, могут активно участвовать в развитии педагогической системы школы в целом.
Операциональный компонент инновационной деятельности учителя. Основные действия, которые совершает учитель в ходе инновационной деятельности это:
· анализ состояния образовательной деятельности;
· поиск и оценка новшеств;
· разработка предложений о внедрении новшеств в образовательную систему школы;
· проектирование изменений;
· внедрение новшеств;
· подготовка и проведение экспериментов.
Все перечисленные действия имеют сложную структуру и сами состоят из множества действий, различных по целям. Это хорошо видно из описания содержания разработки и реализации внедренческих проектов, а также проведения экспериментов (см. главы 8 и 9).
Совокупность способов, которыми учитель выполняет действия, направленные на решение задач его инновационной деятельности, составляют ее операциональный компонент. Различия в решаемых задачах определяют и различия в операциональном компоненте инновационной деятельности. Но одни и те же задачи могут решаться разными способами. Поэтому различия в операциональном компоненте инновационной деятельности учителей определяются еще и тем, какими способами они владеют.