Определение инновационной системы школы

Развитие педагогической системы школы– это процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и в ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования или достигать прежних результатов с меньшими затратами.
Если школа работает только в режиме функционирования, т.е. постоянно воспроизводит одни и те же образовательные программы одними и теми же способами, то достаточно, чтобы в ней существовала только педагогическая система. Но, чтобы качество образования повышалось, педагогическая система школы должна развиваться. Ее развитие происходит благодаря тому, что изменяются состав, свойства составляющих ее компонентов (учебных программ, образовательных технологий, мастерства педагогов, и др.), способы их взаимосвязи. Вследствие этого школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования. Без изменений в педагогической системе не могут улучшиться результаты на ее выходе.

Развитие может быть управляемым или стихийным. Управляемое развитие осуществляется через внедрение (освоение) новшеств. Предметом таких изменений могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации учебно-воспитательного, управленческого и других процессов. Ин-

новационная система возникает при управляемом развитии.

Инновационная системы школы – это совокупность идей улучшения результатов образования, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что осуществляется процесс введения новшеств в педагогическую систему, направленный на повышение эффективности ее функционирования.

Исходя из общего понятия целенаправленной системы, данного в п. 6.1, определить инновационную систему – значит представить ее системные компоненты и связи между ними.

Входыинновационной системы – это: новшества, подлежащие внедрению; педагоги, участвующие в реализации нововведений с их умениями, способностями, мотивами; методы и средства, используемые на различных фазах инновационного процесса; информация о состоянии педагогической системы и др. Следует обратить внимание на то, что по видам компоненты входа инновационной системы во многом совпадают с компонентами входа педагогической системы, но здесь они участвуют благодаря другим своим качествам. Так, если в учебно-воспитательной деятельности от педагогов требуются одни знания и умения, то в инновационной – другие. Успешный учитель может быть плохим инноватором.

Выходыинновационной системы – это прежде всего изменения в педагогической системе, являющиеся результатом инновационного процесса. Но, кроме того, выходами этой системы могут быть разработки передаваемые другим образовательным учреждениям, изменения в свойствах педагогического коллектива и его членов, конфликты, возникающие в результате внедрения новшеств и др..

Главный компонент инновационной системы – инновационный процесс, представляющий собой преобразование компонентов входа в выход, т.е. это процесс целенаправленных изменений в педагогической системе школы за счет введения в нее каких-то новшеств.

К ограничениям инновационной системы школы относятся: ее цели, т.е. образы тех изменений, которые должны произойти в педагогической системе и ожидаемые их последствия; нормы и правила взаимодействия участников инновационной деятельности; финансовые, трудовые и др. ограничения.

Обратная связь – это механизм управления инновационной деятельностью, обеспечивающий: контроль хода работ на различных стадиях инновационного процесса; оценку результатов; выработку и реализации решений в случаях, когда реальное состояние инновационного процесса отклоняется от желаемого; осуществление мер воздействия на участников инновационного процесса (поощрение или наказание).

На рис. 7 представлены отношения инновационной системы школы с ее педагогической системой.

 
  Определение инновационной системы школы - student2.ru


Наши рекомендации