Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма
Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма регламентируется целым рядом нормативных правовых актов.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов адаптивного спорта провозглашается доступность (ч. 4 ст. 31). Данным Законом регулируется обеспечение организационных основ адаптивной физической культуры, адаптивного спорта как условия обеспечения доступности. В нем определяются организации, лица, ответственные за развитие физкультурно-спортивной деятельности среди инвалидов. Например, указывается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. В этом им помогают общественные объединения инвалидов.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся нормы, имеющие важное значение с точки зрения обеспечения доступности физической культуры и спорта для инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в области физической культуры и спорта. Так в ч. 3 ст. 79 этого Федерального закона на образовательные организации возлагается обязанность обеспечить доступ инвалидов в здания, которые они занимают.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает общие обязанности по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.[181] Применительно к сфере спорта и туризма способы реализации этих обязанностей конкретизируются рядом подзаконных актов. Часть этих нормативных актов носит преимущественно рекомендательный характер. Однако, только путем соблюдения этих рекомендаций может быть достигнут наибольший уровень доступности для инвалидов спорта и туризма.
Инфраструктура мест проведения соревнований должна включать в себя помимо прочего парковочные места для размещения транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения[182]; а собственник (пользователь) объекта спорта обязан обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд на место проведения соревнований бесплатную стоянку транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения[183].
При создании или реконструкции объектов спорта должен быть осуществлен комплекс мероприятий (планировочные решения, технические решения, специальные материалы, устройства и оборудование) для обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. На объектах спорта должны обеспечиваться равнодоступность при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а сами объекты спорта должны соответствовать нормативно-правовым нормам, регламентирующим доступность сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения[184].
Принцип безбарьерной среды положен в основу строительных стандартов олимпийских сооружений, объектов инфраструктуры в Сочи.[185]
Опыт формирования пространства, благоприятного и открытого людям с ограниченными возможностями будет распространяться и в другие регионы России.
История XI Паралимпийских зимних игр, принципы и подходы коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, будут включены в образовательную программу учебных заведений, которые готовят кадры для гостинично-туристской сферы и для индустрии спорта.
При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее)[186].
Организации, реализующие дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта, должны руководствоваться актами Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта РФ.[187]
В соответствии с этими нормативными актами организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья далее – ОВЗ), детьми-инвалидами и инвалидами в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования указанными категориями учащихся понимаются условия их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ указанными учащимися.
В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
- размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
- присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании занятий визуальной информацией - установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Кроме того, физкультурно-спортивные сооружения, используемые при оказании услуг в образовательных организациях, должны соответствовать требованиям нормативных документов, а также иметь условия для обслуживания инвалидов (рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок)[188].
В целях обеспечения доступности физкультурно-спортивных сооружения, используемых на придомовой территории, рекомендовано дворовые площадки обеспечивать подъездами для инвалидов, либо пандусами. При проектировании таких территорий рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения – инвалидов по участку к зданию или по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для инвалидов на все время эксплуатации. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.[189]
Полное и системное представления о том, как конкретно необходимо обеспечивать доступность для инвалидов объектов физкультурной и спортивной инфраструктуры и услуг в сфере физической культуры и спорта дают:
- Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;
- Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 № 124/ГС;
- Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным соревнованиям, с учетом особых потребностей инвалидов, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578.
С содержанием этих документов можно ознакомиться в Сборнике нормативно-правовых актов.
Следует остановиться на одном немаловажном вопросе. К обеспечению проведения физкультурных и спортивных мероприятий наряду с работниками организаций, на территории которых проводятся такие мероприятии, и их организаторов, могут привлекаться контролеры-распорядители. В связи с этим лицам, которые проводят или организуют физкультурные, спортивные мероприятия, рекомендуется на основании договоров о привлечении контролеров-распорядителей возлагать на них обязанности по выполнению требований относительно доступности для инвалидов зданий, помещений и сооружений, где проводятся физкультурные и спортивные мероприятия. Возможность включения подобных обязанностей в договора контролеров-распорядителей следует из п. 7 ч. 4 ст. 20.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которым контролеры-распорядители могут выполнять обязанности, возложенные на них организаторами официальных спортивных соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта в соответствии с заключенными договорами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Глава 18
Обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов инвалидов, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
Согласно новой редакции ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», вступающей в силу с 1 июля 2016 г., сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы должны проходить подготовку в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами. Представленный ниже материал направлен на оказание помощи при проведении занятий по указанной тематике.
Инвалиды - одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных. Общая численность осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях России в настоящее время не превышает 5% от общей численности осужденных. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы были признаны инвалидами учреждениями медико-социальной экспертизы. Также инвалидность может быть получена осужденным в процессе отбывания уголовного наказания.
К числу важнейших законов, имеющих значение для социальной работы в уголовно-исполнительной системе с осужденными инвалидами, в первую очередь следует отнести Конвенцию ООН о правах инвалидов и Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее – УИК РФ), в котором фиксируется в качестве задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ, наряду с другими, оказание помощи осужденным в социальной адаптации. Эта норма права имеет отношение ко всей массе осужденных, отбывающих уголовные наказания, в том числе к осужденным инвалидам.
С о ц и а л ь н а я р а б о т а с о с у ж д е н н ы м и и н в а л и д а м и в м е с т а х л и ш е н и я с в о б о д ы п р о в о д и т с я с у ч е т о м п р а в о в ы х, индивидуально-психологических, социально-психологических, а также психолого-педагогических факторов, создающих необходимые условия реабилитации и социальной адаптации этой категории осужденных. При этом особое внимание уделяется их практической подготовке к освобождению из мест лишения свободы, а также социально-бытовой и трудовой реабилитации.
На протяжении всего времени пребывания инвалида в пенитенциарном учреждении социальные и медицинские работники проделывают работу по сбору необходимых документов, проводят ряд согласований с ортопедическими медицинскими организациями, налаживают тесное взаимодействие с сотрудниками ГУФСИН, отвечающими за медицинское обслуживание и социальную адаптацию осужденных после освобождения.
Социальная среда жизнедеятельности осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях ничем не отличается от среды, в которой находятся другие осужденные. В исправительных учреждениях содержатся осужденные-инвалиды: по зрению, слуху, с ампутированными конечностями (например, без ног, без кистей рук), а также инвалиды по общим и профессиональным заболеваниям. Эту категорию осужденных в исправительных учреждениях могут объединять в отдельные отряды.
Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью имеет свои особенности, обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей. УИК РФ для них предусмотрены особые условия и льготы:
- осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения (ст. 88);
- больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением (ст. 90);
- осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение при инвалидности (ст. 98);
- осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно, а также создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания (ст. 99);
- осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов (ст. 103, ст. 106);
- работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска по сравнению с остальными осужденными может быть увеличена с 12 до 18 рабочих дней (ст. 104);
- в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, зачисляется не зависимо от всех удержаний не менее 50 % начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов (ст. 107);
- при отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства РФ об образовании и законодательства РФ о социальной защите инвалидов (ст. 108);
- осужденные, являющиеся инвалидами I группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся (ст. 117);
- в тюрьмах на строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы (ст. 130);
- инвалидность является одним из оснований освобождения от отбывания наказания (ст. 172);
- осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, освобождаемые от отбывания наказания, по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых (ст. 180).
Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот, предоставляемых действующим законодательством.
О с у ж д е н н ы е-и н в а л и д ы, также, как и все остальные осужденные, и м е ю т в о з м о ж н о с т ь р е г у л я р н о п о л у ч а т ь м е д и ц и н с к у ю п о м о щ ь в и с п р а в и т е л ь н о м у ч р е ж д е н и и, м о г у т б ы т ь п о м е щ е н ы в с т а ц и о н а р м е д и ц и н с к о й ч а с т и к о л о н и и, а т а к ж е в с п е ц и а л ь н у ю б о л ь н и ц у и л и л е ч е б н о е и с п р а в и т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е.
О р г а н и з а ц и я с о ц и а л ь н о й р а б о т ы с о с у ж д е н н ы м и и н в а л и д а м и н а ч и н а е т с я с в ы я в л е н и я и у ч е т а л и ц д а н н о й к а т е г о р и и. И з у ч а я и х, н е о б х о д и м о, п р е ж д е в с е г о, у с т а н о в и т ь : с о с т о я н и е и х з д о р о в ь я, н а л и ч и е т р у д о в о г о с т а ж а и п р а в а н а п о л у ч е н и е п е н с и и п о с л е о с в о б о ж д е н и я, р о д с т в е н н ы е с в я з и, с п е ц и а л ь н о с т и, м о т и в а ц и ю и ц е л и ж и з н и, н а и б о л е е х а р а к т е р н ы е п с и х и ч е с к и е с о с т о я н и я, с т а р ч е с к и е а н о м а л и и. В р а б о т е с и н в а л и д а м и с л е д у е т о п и р а т ь с я н а п р и с у щ и е и м п о л о ж и т е л ь н ы е к а ч е с т в а (и х о п ы т, з н а н и я, о б щ у ю э р у д и ц и ю и т.п.), н е й т р а л и з о в а т ь о т р и ц а т е л ь н ы е в о з р а с т н ы е о с о б е н н о с т и, о с о б е н н о с т и з а б о л е в а н и й.
Э т о г о м о ж н о д о с т и ч ь, е с л и и с х о д и т ь и з о с н о в н о г о п р и н ц и п а с о ц и а л ь н о й р а б о т ы с э т о й к а т е г о р и е й о с у ж д е н н ы х - с д е л а т ь ж и з н ь э т и х л и ц д е я т е л ь н о й.
П р и в о в л е ч е н и и э т о й к а т е г о р и и о с у ж д е н н ы х в п р о и з в о д и т е л ь н ы й т р у д н е о б х о д и м о у ч и т ы в а т ь ф и з и о л о г и ч е с к и е в о з м о ж н о с т и с т а р е ю щ е г о о р г а н и з м а и о б щ е е с о с т о я н и е п с и х о ф и з и ч е с к и х ф у н к ц и й (п а м я т и, в о с п р и я т и я, м ы ш л е н и я, в о о б р а ж е н и я, в н и м а н и я).
Н а д о у ч и т ы в а т ь т а к ж е м о т и в ы и х т р у д о в о й д е я т е л ь н о с т и, о п и р а я с ь н а п р и в ы ч к у к т р у д о в о й д е я т е л ь н о с т и (с к у ч н о б е з р а б о т ы); ч у в с т в о о б щ е с т в е н н о г о д о л г а (к о л л е к т и в или с о т р у д н и к и п р о с я т п о м о ч ь); с т р е м л е н и е о б е с п е ч и т ь с е б я м а т е р и а л ь н о; ч у в с т в о з а и н т е р е с о в а н н о с т и в у с п е х а х к о л л е к т и в а. П р и п о д б о р е р а б о т ы д л я о с у ж д е н н ы х и н в а л и д о в с л е д у е т и м е т ь в в и д у, ч т о с г о д а м и п р и в ы б о р е п р о ф е с с и и у с и л и в а е т с я р о л ь у с л о в и й т р у д а и н е с к о л ь к о у м е н ь ш а е т с я з н а ч е н и е е г о п р и в л е к а т е л ь н о с т и. Э ф ф е к т и в н а я т р у д о в а я р е а б и л и т а ц и я и н в а л и д о в д о с т и г а е т с я п о д д е р ж а н и е м р а з м е р е н н о г о т р у д о в о г о р и т м а, н е д о п у с к а ю щ е г о а в р а л о в, ш т у р м о в, а р и т м и и в п р о и з в о д с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и.
О с о б о е в н и м а н и е с л е д у е т у д е л я т ь о р г а н и з а ц и и с в о б о д н о г о в р е м е н и и д о с у г а о с у ж д е н н ы х и н в а л и д о в. О р г а н и з а ц и я д о с у г а д о л ж н а п р е с л е д о в а т ь д в е ц е л и :
в о-п е р в ы х, с о з д а н и е н а и л у ч ш и х у с л о в и й д л я в о с с т а н о в л е н и я ф и з и ч е с к о й и п с и х и ч е с к о й э н е р г и и;
в о-в т о р ы х, м а к с и м а л ь н о е з а н я т и е с в о б о д н о г о в р е м е н и д е я т е л ь н о с т ь ю, с п о с о б с т в у ю щ е й р а з в и т и ю у н и х о б щ е с т в е н н ы х и н т е р е с о в.
С о т р у д н и к и о б я з а н ы н а у ч и т ь и н в а л и д о в о р г а н и з о в ы в а т ь с в о й д о с у г, ч т о п о т р е б у е т с я и м и н а с в о б о д е, о с о б е н н о т е м, к т о б у д е т н а п р а в л е н в д о м а д л я и н в а л и д о в.
К а ж д ы й о с у ж д е н н ы й и н в а л и д д о л ж е н ч е т к о п р е д с т а в л я т ь, к у д а о н е д е т п о с л е о с в о б о ж д е н и я, ч т о е г о о ж и д а е т, к а к и е у с л о в и я е м у б у д у т с о з д а н ы и к а к о н д о л ж е н с е б я в н и х в е с т и. И н в а л и д ы н е с п о с о б н ы е п о с л е о с в о б о ж д е н и я с а м о с т о я т е л ь н о с л е д о в а т ь к м е с т у с в о е г о ж и т е л ь с т в а, с о п р о в о ж д а ю т с я с о т р у д н и к а м и м е д и ц и н с к о й с л у ж б ы.
Вопросы для тестового контроля
1. Каким документом установлены права инвалидов во всем мире:
- Конституция РФ
- Конвенция о правах инвалидов (правильный ответ)
- Всеобщая декларация прав человека
2. Разумное приспособление
- это обязанность предоставлять инвалидам возможность пользоваться на вокзалах залом повышенной комфортности для официальных делегаций
- это обязанность приспособить для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности помещения организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. (правильный ответ)
- это обязанность для обеспечения доступности инвалидов полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры
3. Инвалидом в российском правовом поле считают в соответствие с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ
-лицо, у которого выявлено тяжелое заболевание
-лицо, которое имеет определенные проблемы жизнедеятельности
-лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (правильный ответ)
4. Информация на «ясном языке» (или «легкое чтение») направлена на облегчение понимания информации
-для лиц с нарушениями зрения
-для лиц с нарушениями слуха
-для лиц с нарушениями умственного развития (правильный ответ)
5. К кому работник огранизации должен направить свое обращение при
разговоре с инвалидом
- к сурдопереводчику
- к инвалиду (правильный ответ)
- к сопровождающему лицу
6. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит,
необходимо
- громко крикнуть
- хлопнуть в ладоши
- помахать рукой человеку или похлопать по плечу (правильный ответ)
7. Входит ли организация сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, по территории объекта в комплекс мер по созданию доступности?
- Да (правильный ответ)
- Нет
8. Размер административного штрафа на юридических лиц за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур составляет:
- от 2 до 3 тысяч рублей
- от 20 до 30 тысяч рублей (правильный ответ)
- от 200 до 300 тысяч рублей
9. Какими специальными знаками должна быть обозначена контрастная маркировка для всех потенциально опасных препятствий на пути следования людей с нарушениями зрения
- белыми кругами на черном фоне
- желтыми полосами или кругами (правильный ответ)
- красными треугольниками
10. В многоквартирных домах и зданиях общественного пользования с большим количеством этажей преимущественно устанавливаются
- вертикальные подъемники или лифтовые установки (правильный ответ)
- мобильные лестничные подъемники
- наклонные подъемники
11.Муниципальные услуги оказываются
-федеральными органами исполнительной власти и МФЦ
-органами местного самоуправления
-органами местного самоуправления и МФЦ (правильный ответ)
12.Государственные услуги по принципу «одного окна» предоставляются
-органами местного самоуправления
-органами государственных внебюджетных фондов
-многофункциональными центрами (правильный ответ)
13. Что из перечисленного не входит в содержание критерия доступности для инвалидов зданий и сооружений через изложение ряда соответствующих ему требований (п. 5.2 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99)
-возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (правильный ответ)
-возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием
-беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам
-возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания
14. Цветовые решения внутренней отделки помещений медицинских учреждений, адаптированных к особенностям зрения и психофизиологии инвалидов, должны преимущественно содержать
- голубой, зеленый и красный цвета
- красный, красно-оранжевый цвета
- желтый, желто-зеленый, оранжево-желтый цвета (правильный ответ)
15. Расположение бюро медико-социальной экспертизы выше первого этажа
- допускается
- допускается при наличии в здании специально оборудованного лифта или подъемника для инвалидов и иных маломобильных групп населения (правильный ответ)
- не допускается
16. Время ожидания в очереди в бюро медико-социальной экспертизы
- не должно превышать 15 минут (правильный ответ)
- не должно превышать 30 минут
-не установлено
17. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться
-только фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума
-только фамилия, имя и отчество избирателя, а также причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования
-только фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, а также адрес его места жительства
-фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства, а также причина, по которой он не может прибыть в помещение для голосования (правильный ответ)
18. Подача заявлений (устных обращений) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования допускается
-не ранее чем за месяц до дня голосования, но не позднее чем за неделю до дня голосования
-не ранее чем за две недели до дня голосования, но не позднее чем за день до голосования
-не ранее чем за 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования (правильный ответ)
-не ранее чем за 5 дней до дня голосования, но не позднее чем за три часа до окончания времени голосования
19. В аэропорту инвалидам предоставляются следующие бесплатные услуги
- сопровождение и помощь при перемещении