Обеспечение доступности использования железнодорожного транспорта инвалидами
Обеспечение транспортной доступности для пассажиров – инвалидов начинается с обеспечения доступности транспортной инфраструктуры в целом: как вокзалов, так и пассажирских вагонов, при этом меры обеспечения должны предусматривать различные виды ограничений жизнедеятельности.
Обязанность по обеспечению специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов транспортной инфраструктуры, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, возложена на перевозчиков, владельцев инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения[94].
Для удобства пребывания и передвижения инвалидов вокзалы должны быть оборудованы пандусами, грузопассажирскими лифтами для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами, местами для инвалидных колясок в зале ожидания, специальными столиками в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок, специальными кабинами в общественных туалетах, передвижными подъемниками и пениками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей в вокзальных помещениях должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см. В системе зрительной информации на вокзале должны быть предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.[95]
В системе звуковой информации на вокзале должно быть предусмотрено для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне[96].
При расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, между опор навесов и осветительных мачт. На перронах следует применять предупредительные полосы вдоль краев платформы - информационные разного цвета, а также тактильные для пассажиров с дефектами зрения. На перронах необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.[97]
Целый комплекс требований разработан к оборудованию вагонов.[98]
Оборудованное купе для инвалидов
http://vokzal.ru/blog/vagony-dlya-invalidov-v-poezdah-rzhd/
Во-первых, требования к ширине проходов (самое узкое место не менее 80 см), дверей (не менее 90 см), дверных порогов (высота не более 2 см), туалетов (размеры не менее 90 x 150 см).
Во-вторых, должно быть установлено дополнительное оборудование, среди которого необходимо отметить:
а) места для установки кресел-колясок с находящимися в них пассажирами или индивидуальные посадочные места, для проезда пассажиров-инвалидов на местах для сиденья (посадочные места для инвалидов могут быть выполнены в виде поворотных кресел, посадочные места для сопровождающих - в виде откидных кресел);
б) опорные устройства (поручни, стойки, ручки) которые не должны ограничивать пространство, предназначенное для разворота и маневрирования инвалидов в креслах-колясках, не должны препятствовать движению других пассажиров, должны исключать возможность травмирования пассажиров;
в) средства крепления сложенных кресел-колясок и индивидуальных средств вспоможения при передвижении;
г) кнопки переговорного устройства для экстренного вызова проводника (купе, туалет).
В-третьих, вагон должен быть оборудован дополнительными средствами информации и связи, устройствами визуальной информации, дублирующими звуковую информацию, местами для размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.
Обеспечение транспортной доступности для инвалидов налагает на работников транспортной инфраструктуры определенные обязанности. В целях повышения качества обслуживания пассажиров-инвалидов ОАО «Российские железные дороги» разработало перечень должностей и профессий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров-инвалидов, в который входят такие должности, как: дежурный по залу железнодорожного вокзала; инспектор по контролю за наличием проездных документов; кассир билетный на железнодорожном транспорте; контролер-ревизор пассажирских поездов; официант (в вагоне-ресторане, вагоне-бистро); проводник пассажирского вагона[99] и др.
На железнодорожном транспорте помощь в осуществлении перевозок пассажиров – инвалидов начинает осуществляться на этапе резервирования мест и организации продажи проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования. Учитывая, что количество мест, оборудованных для проезда пассажиров-инвалидов в поездах дальнего следования, ограничено, ОАО «Российские железные дороги» утвердило порядок резервирования мест и организацию продажи проездных документов (билетов) на места для инвалидов в поездах дальнего следования[100].
Билетная касса для инвалидов Парковка транспорта инвалидов
http://pass.rzd.ru http://pass.rzd.ru
Продажа билетов на места для инвалидов в поездах дальнего следования производится в специализированных билетных кассах или иных кассах в зависимости от местных условий с информационным оповещением об этом пассажиров и предоставлением права на внеочередное обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление билетов инвалидам, использующим кресла-коляски, на места для инвалидов в поездах дальнего следования осуществляется при предъявлении в билетную кассу документа, удостоверяющего личность, и ИПР[101] или иного документа с отметкой о необходимости обеспечения техническими средствами реабилитации (инвалидной коляской), а пассажирам, не имеющим инвалидности, но следующим при неотложных поездках на носилках (колясках), а также пассажирам, следующим в (из) лечебные учреждения, которым по медицинским показаниям требуется исключение контактов с возможными носителями инфекционных заболеваний, - по документам этих учреждений.
Билетный кассир пункта продажи направляет запрос о выделении мест в структурное подразделение ОАО «Федеральная пассажирская компания» пункта отправления поезда в установленном порядке. В запросе обязательно указывается о следовании инвалидов, использующих кресло-коляску. При оформлении билета билетный кассир от руки вносит на оборотной стороне третьего слоя слипа проездного документа "купон кассира" номер любого из перечисленных документов, подтверждающих инвалидность или наименование лечебного учреждения.
Сведения о проданных билетах фиксируются в книге регистрации оформления мест для инвалидов в поездах дальнего следования с указанием таких данных, как: фамилия, имя, отчество, маршрут следования, даты отправления и прибытия, номер поезда и вагона, наименование документа, подтверждающего право на проезд в специализированных купе, номер оформленного проездного документа.
Билетный кассир пункта продажи после оформления билета на места для инвалидов в поездах дальнего следования информирует ответственного работника пункта продажи структурного подразделения перевозчика, который организует отправку предупреждения о посадке/высадке инвалида с обязательным указанием даты отправления, номера поезда, номера вагона, номера места, станции отправления, станции назначения.
Ответственные работники на вокзалах (станциях) региональных дирекций железнодорожных вокзалов или региональных дирекций пассажирских обустройств совместно с работниками поездных бригад контролируют посадку инвалидов, использующих кресла-коляски.
Ответственные работники вокзала (станции) отправления пассажира также ведут специальные книги регистрации поездок инвалидов, использующих кресла-коляски, в которых указываются вышеперечисленные данные.
Важную роль в обеспечении транспортной доступности для инвалидов играет проводник пассажирского вагона, который в силу своего служебного положения, на протяжении всего пути следования обязан уделять особое внимание пассажирам – инвалидам[102].
При регламентации деятельности проводника пассажирского вагона внимание акцентируется на посадке – высадке инвалидов-колясочников с использованием подъемника, предназначенного для транспортировки (подъема, опускания) инвалида в кресле-коляске как наиболее важном, трудоемком деле в обеспечении безопасности пассажиров – инвалидов в пути[103].
Подъем пассажира на инвалидной коляске
http://vokzal.ru/blog/vagony-dlya-invalidov-v-poezdah-rzhd/
Перед рейсом проводнику необходимо убедиться в целостности и работоспособности защитных жалюзи подъемника, они не должны иметь механических повреждений и свободно подниматься вверх и опускаться вниз до упора; проверить надежность фиксации подъемников к тамбурной стене, а также убедиться в наличии электропитания подъемников.
Особую сосредоточенность проводники должны проявлять при транспортировке инвалида из вагона на низкую платформу. Так, перед началом транспортировки проводник должен убедиться в том, что откидная площадка вагона закрыта и закреплена на фиксатор, а торцевая наружная дверь заперта; обеспечена достаточная освещенность зоны работы подъемника; и перед ограждением подъемника и на платформе отсутствуют люди (животные) или предметы в зоне двери.
При транспортировке (подъеме, опускании) инвалида в кресле-коляске без сопровождающего лица управление подъемником необходимо производить с откидной площадки подъемника, используя переносной пульт управления, а с сопровождающим лицом - со стационарного пульта управления. В случае необходимости экстренной остановки подъемника следует нажать кнопку "Стоп" на стационарном пульте управления. Для продолжения работы подъемника необходимо повернуть кнопку "Стоп" против часовой стрелки[104].
На сайте ОАО «Российские железные дороги» http://pass.rzd.ru размещена информация о Центре содействия мобильности ОАО "РЖД", который обеспечивает предоставление информации об услугах, предоставляемых на железнодорожном транспорте пассажирам с ограниченными физическими возможностями, принимает заявки на оказание ситуационной помощи на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, а также резервирование специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования. Обслуживание ведется по телефону 8-800-510-11-11 в круглосуточном режиме без выходных дней.