Общие подходы комплексной оценки доступности.
Согласно Свода правил СП 59.13330.2012«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при обустройстве ОСИ допускается возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к проектируемому или реконструируемому объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами.
«В зависимости от расчетного числа инвалидов, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры здания, сооружения рекомендуется предусматривать один из двух вариантов организации доступности (не учитывая обслуживания на дому):
вариант «А» - доступность для инвалидов любого места здания: жилой ячейки в жилище, любого места обслуживания в общественном здании, любого места приложения труда. При этом, должно предусматриваться устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из общего числа жилых помещений и мест обслуживания; специально приспособленных мест приложения труда;
вариант «Б» - выделение специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов в уровне входной площадки. Следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья».
Схематично оба варианта организации доступности представлены на рисунке.
Варианты организации доступности ОСИ
Как показано на рисунке, по варианту «А» обустраиваются все структурно-функциональные зоны: участок (территория, прилегающая к зданию); вход в здание; пути движения внутри здания; зона целевого назначения (оказания услуг); санитарно-гигиенические помещения и средства информации на объекте.
По варианту «Б», как минимум, должны быть обустроены вход в здание и специально выделенная зона оказания услуг (как правило, максимально приближенная к входу); при этом также должна быть обеспечена информация о доступном входе и выделенной зоне оказания услуг.
И в первом, и во втором варианте обустройство может быть универсальным (для всех категорий инвалидов) либо специальным – избирательным (для отдельных категорий инвалидов с учетом вида нарушений здоровья и мобильности).
Варианты итоговой оценки состояния доступности объекта социальной инфраструктуры представлены в табл.13.
Таблица 13
Итоговая оценка состояния доступности объекта социальной инфраструктуры
Оценка состояния доступ-ности | Шифр | Обоснование решения о состоянии доступности объекта |
Доступен полностью | ДП | Соответствие всем положениям (обязательным и рекомендательным) Сводов правил, относящихся к объекту. |
Доступен полностью избирательно | ДП-И | Соответствие обязательным положениям Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» |
Доступен условно | ДУ | Положения Сводов правил, относящихся к объекту, не выполнены и технически невозможны. Собственник объекта до его реконструкции или капитального ремонта в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечил доступность объекта для инвалидов одним из следующих способов: - согласовал способ доступа инвалидов к месту предоставления услуги с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа; - либо, когда это возможно, обеспечил предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. |
Временно недоступен | ВНД | 1)Положения Сводов правил, относящихся к объекту, не выполнены 2)Нет альтернативных форм обслуживания |
Не предназначен для посещения инвали-дами | «Х» | 1) На объект и его участки не предусмотрен доступ инвалидов 2) Объект подлежит сносу как ветхий, аварийный |
По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг населению разрабатываются предложения по принятию управленческих решений (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов об обеспечении «разумного приспособления» и «универсального дизайна»), в том числе:
- по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и порядка предоставления на нем услуг населению в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта);
- по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;
- по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги населению, положений, предусматривающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.
В 2012 году стартовал инновационный проект Фонда «Единая страна» «Карта доступности» www.kartadostupnosti.ru. Уникальность проекта «Карта доступности» в том, что впервые карта доступных объектов составляется на основании данных, поступивших от жителей российских городов. На «Карте доступности» вы найдете безбарьерные объекты и маршруты, а также спортивные учреждения для людей с инвалидностью.
Глава 5