Я очень любил, только не то, чему учат в начальных школах, а уроки так
Называемых грамматиков. Первоначальное обучение чтению, письму и счету
Казалось мне таким же тягостным и мучительным, как весь греческий. Откуда
это, как не от греха и житейской суетности, ибо "я был плотью и дыханием,
скитающимся и не возвращающимся". Это первоначальное обучение, давшее мне в
Конце концов возможность и читать написанное и самому писать, что
Вздумается, было, конечно, лучше и надежнее тех уроков, на которых меня
заставляли заучивать блуждания какого-то Энея, забывая о своих собственных;
Плакать над умершей Дидоной, покончившей с собой от любви, - и это в то
Время, когда я не проливал, несчастный, слез над собою самим, умирая среди
Этих занятий для Тебя, Господи, Жизнь моя. 21. Что может быть жалостнее
Жалкого, который не жалеет себя и оплакивает Дидону, умершую от любви к
Энею, и не оплакивает себя, умирающего потому, что нет в нем любви к Тебе,
Господи, Свет, освещающий сердце мое; Хлеб для уст души моей, Сила,
Оплодотворяющая разум мой и лоно мысли моей. Я не любил Тебя, я изменял
Тебе, и клики одобрения звенели вокруг изменника. Дружба с этим миром -
Измена Тебе: ее приветствуют и одобряют, чтобы человек стыдился, если он
Ведет себя не так, как все. И я не плакал об этом, а плакал о Дидоне,
"угасшей, проследовавшей к последнему пределу" - я, следовавший сам за
Последними созданиями Твоими, покинувший Тебя, я, земля, идущая в землю. И
Я загрустил бы, если бы мне запретили это чтение, потому что не мог бы
Читать книгу, над которой грустил. И эти глупости считаются более почтенным
и высоким образованием, чем обучение чтению и письму. 22. Господи, да
воскликнет сейчас в душе моей и да скажет мне правда Твоя: "Это не так, это
не так". Гораздо выше, конечно, простая грамота. Я готов скорее позабыть о
Блужданиях Энея и обо всем прочем в том же роде, чем разучиться читать и
Писать. Над входом в школы грамматиков свисают полотнища, но это не знак
Тайны, внушающей уважение; это прикрытие заблуждения. Да не поднимают
Против меня крика те, кого я уже не боюсь, исповедуясь Тебе, Боже мой, в
Том, чего хочет душа моя: я успокаиваюсь осуждением злых путей своих, дабы
Возлюбить благие пути Твои. Да не поднимают против меня крика продавцы и
Покупатели литературной премудрости; ведь если я предложу им вопрос, правду
Ли говорит поэт, что Эней когда-то прибыл в Карфаген, то менее образованные
Скажут, что они не знают, а те, кто пообразованнее, определенно ответят,
что это неправда. Если же я спрошу, из каких букв состоит имя "Эней", то
Все, выучившиеся грамоте, ответят мне правильно, в соответствии с тем
Уговором, по которому людям заблагорассудилось установить смысл этих
знаков. И если я спрошу, от чего у них в жизни произойд°т больше
Затруднений: от того ли, что они позабудут грамоту, или от того, что
Позабудут эти поэтические вымыслы, то разве не очевидно, как ответит
Человек, находящийся в здравом уме? Я грешил, следовательно, мальчиком,
Предпочитая пустые россказни полезным урокам, вернее сказать, ненавидя одни
И любя другие. Один да один - два; два да два - четыре; мне ненавистно было
Тянуть эту песню и сладостно было суетное зрелище: деревянный конь, полный
вооруженных, пожар Трои и "тень Креусы самой". 23. Почему же ненавидел я
Греческую литературу, которая полна таких рассказов? Гомер ведь умеет
Искусно сплетать такие басни; в своей суетности он так сладостен, и тем не
Менее мне, мальчику, он был горек. Я думаю, что таким же для греческих
Мальчиков оказывается и Вергилий, если их заставляют изучать его так же,
Как меня Гомера. Трудности, очевидно обычные трудности при изучении чужого
Языка, окропили, словно желчью, всю прелесть греческих баснословий. Я не
Знал ведь еще ни одного слова по-гречески, а на меня налегали, чтобы я
Выучил его, не давая ни отдйха, ни сроку и пугая жестокими наказаниями.
Было время, когда я, малюткой, не знал ни одного слова по-латыни, но я
Выучился ей на слух, безо всякого страха и мучений, от кормилиц, шутивших и
Игравших со мной, среди ласковой речи, веселья и смеха. Я выучился ей без
Тягостного и мучительного принуждения, ибо сердце мое понуждало рожать
Зачатое, а родить было невозможно, не выучи я, не за уроками, а в
Разговоре, тех слов, которыми я передавал слуху других то, что думал.
Отсюда явствует, что для изучения языка гораздо важнее свободная