Профессионально-педагогическая направленность личности учителя

сследования проблемы самообразования учителя (О.А. Абдуллина, А.И. Гиро, В.В. Догонова, И.И. Казимирская и др.) позволили выделить важнейший фактор: эффективность самообразовательной деятельности учителя возможна только при условии сформированности у негопрофессионально-педагогической направленности личности.

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя – системообразующий компонент педагогического мастерства. Профессиональная направленность личности учителя рассматривается учеными как важный фактор развития и формирования его профессионализма и одновременно как системообразующий компонент в сложной структуре педагогического мастерства.

Исследования сущности, содержания и путей формирования профессиональной направленности личности учителя имеют свои теоретические основы.

Так, теория значимости в изучении направленности личности вообще (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин) позволяет определить такую характеристику педагогической направленности личности учителя, как глубокое понимание общественной значимости профессии педагога, ее непреходящей ценности для всех людей во все времена и, следовательно, признание лично для себя необходимости выполнения именно педагогической деятельности, отношение к профессии учителя как к жизненному призванию.

По мнению В.Н. Мясищева, направленность личности можно рассматривать через отношения. Ученый выделяет три уровня их развития: низший, средний и высший, причем высший уровень отношений проявляется в убеждениях, в сформированности сознания, в мировоззренческой системе личности. Исходя из этого, можно определить сущность профессиональной направленности личности педагога как наличие у него определенных педагогических убеждений, сформированность педагогического мышления (сознания), как совокупность жизненно важных мировоззренческих ценностей, которые позволяют учителю выработать свою профессиональную позицию.

Л.И. Божович рассматривает сущность направленности личности как систему доминирующих мотивов ее деятельности. Она выделяет три группы основных мотивов: личных, общественных, деловых. На основании этого под профессиональной направленностью личности педагога можно понимать высокую мотивированность педагогической деятельности, стимулирующую его к формированию и совершенствованию своего профессионализма. Исследования показывают, что мотивация для достижения профессиональных успехов у учителей может быть разная: одни стремятся к достижению высоких профессиональных результатов с целью самоутверждения, саморазвития (личные мотивы), других увлекает творческое начало педагогической деятельности, престижность педагогической профессии (деловые мотивы), третьи выделяют как важнейший мотив своей эффективной профессиональной деятельности возможность способствовать личностному развитию других людей, что в конечном результате должно привести к улучшению жизни общества в целом (общественные мотивы). Все перечисленные мотивы могут являться содержанием педагогической направленности личности учителя, работающего на уровне педагогического мастерства. Однако наиболее действенным мотивом все же является стремление способствовать личностному развитию ребенка, которое находит свое проявление в сформированности таких личностных качеств педагога, как любовь к детям, доброжелательность к людям, доброта. Обобщенно эти качества можно назвать гуманистической направленностью личности педагога.

Ученые по-разному раскрывают содержание педагогической направленности личности учителя-профессионала, так как и его убеждения, педагогическое мышление и профессиональная позиция, а также мотивы педагогической деятельности во многом зависят от особенностей времени, в котором живет учитель. Временные обстоятельства по большому счету определяют видение окружающей действительности, понимание предназначения педагогической профессии и себя в ней. На формирование профессионально-педагогической направленности личности педагога влияют и социальные условия, в которых он находится. Однако анализ исследований этого структурного компонента педагогического мастерства позволяет выделить наиболее общие, динамичные и в то же время устойчивые характеристики профессиональной направленности личности учителя, достигшего уровня профессионального мастерства. К ним относятся в первую очередь любовь к детям, отношение к профессии как к жизненному призванию, истинно педагогическая мотивация профессиональной деятельности – стремление способствовать личностному росту другого человека;, высокая степень профессионального самопознания и самоопределения, позволяющие выработать педагогу профессиональную позицию и сформировать свою положительную Я-концепцию, влиять на формирование такой же жизненной концепции у своих воспитанников.



Наши рекомендации