Профессиональные знания учителя как сущностный компонентпедагогического мастерства.
сследуя составляющие педагогического мастерства, ученые сходятся во мнении, что фундаментальной основой, сущностным его компонентом являются профессиональные знания
учителя. Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен:
– обширными знаниями по предмету;
– глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики;
– общими культурологическими знаниями.
В первую очередь профессиональные знания учителя-мастера представлены глубокими и прочными знаниями по предмету и методике его преподавания. Как указывал А.С. Макаренко, ученики могут простить своим учителям и чрезмерную строгость, и сухость, даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге «глубокое знание предмета, ясную мысль».
Еще К.Д. Ушинский указывал на основополагающее значение для развития и усовершенствования искусства обучения и воспитания обширных психолого-педагогических знаний. Он писал: «Не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещенными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых... основаны эти правила и наставления». По его мнению, нужно различать «педагогику в обширном смысле, как собрание знаний, необходимых или полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил».
Психолого-педагогические знания формируются не только в процессе изучения педагогики, психологии, частных методик преподавания, но и в результате вдумчивого, творческого чтения художественной, исторической литературы, книг по этике и эстетике и т.д.
Педагогика в своем широком значении представляет собой науку, которая вобрала в себя идеи из различных областей человеческих знаний, позволяющих обосновать цели, средства, закономерности и принципы обучения и воспитания. Она тесно связана с такими науками, как философия, психология, физиология, история, с рядом антропологических наук. В соответствии с этим знания высокопрофессионального педагога являются универсальными. С этой точки зрения знаниевый компонент педагогического мастерства учителя имеет ряд особенностей: знания педагога-мастера характеризуются комплексностью,системностью, межпредметностью, высоким уровнем обобщения.
Важной характеристикой профессиональных знаний учителя, работающего на уровне педагогического мастерства, является личностнаяокрашенность их усвоения и воспроизведения. Знания объективно необходимы педагогу для эффективного осуществления педагогического процесса: с одной стороны, на их основе он организовывает учебно-воспитательную деятельность, с другой – является транслятором тех знаний, которыми необходимо овладеть воспитанникам. И в то же время знания субъектно значимы для тех учителей, которые овладели педагогическим мастерством. Высокопрофессиональный учитель как бы «пропускает через себя», через призму собственной личности изучаемые им в разных областях наук факты, вырабатывает на их основе собственную профессиональную позицию, которая способствует созданию условий для формирования у школьников положительного эмоционального отношения к восприятию и усвоению излагаемой педагогом субъектно значимой для него информации. Субъектное отношение к знаниям позволяет учителю-профессионалу адаптировать изученное в различных отраслях человеческого познания к конкретным педагогическим ситуациям, обеспечить субъектность учения школьников, что в значительной мере способствует совершенствованию педагогического процесса в целом.
Личностная окрашенность профессиональных знаний учителя как существенная характеристика его мастерства обеспечивает реализуемость в педагогической практике важной идеи современного образования, сущность которой состоит в том, что изучение основ наук хотя и важно, но не является самоцелью как обучающего, так и обучающегося. Оно должно служить средством «продвижения человека к новым духовным горизонтам. Познавательный и эмоциональный аспекты в этом движении (обучении и учении) должны взаимно дополнять друг друга» (Р. Бернс). И это во многом обусловливается умением педагога во время изложения учебного материала или во внеурочном общении с учащимися представить им свои собственные мысли, чувства, переживания, возникшие в процессе его изучения, показать значимость познанного лично для себя.
Сформированность профессиональных знаний в соответствии с вышеперечисленными характеристиками является результатом не столько специальной подготовки учителя в педагогическом учебном заведении, сколько его самообразовательных усилий, личных стремлений к профессиональному совершенству. Самообразование – непременный вид профессиональной деятельности учителя, результатом которой становятся постоянное приращение новых профессиональных знаний и личностное развитие. Следовательно, самообразовательная деятельность учителя является также важным структурным компонентом высокого уровня педагогического профессионализма, определяющее значение которого в развитии учительского мастерства очевидно.
На важную роль самообразования учителя в совершенствовании искусства обучения и воспитания указывали в свое время педагоги-классики. Видный русский педагог П.Ф. Каптерев утверждал необходимость постоянной работы учителя над пополнением своих профессиональных знаний. Он писал: «Уча, учитель должен учиться и сам... Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам достаточно уже учен и развит; что ему не для чего и нечему больше учиться... Каким образом он, сам не развивающийся, может побудить в других то, что угасло в нем самом, – потребность образования и развития?.. Обыкновенно покончившие со своим развитием учителя и не развивают других, они только учат, т.е. сообщают затвержденные формулы и знания, сообщают мертвенным, механическим способом то, что заучили сами, сообщают главным образом для заучивания же».
Многие ученые отмечают сложность профессионально-педагогического самообразования на современном этапе, так как, по мнению И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич и др., профессиональное знание должно формироваться стразу на всех уровнях: методологическом (знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения и т.д.), теоретическом (знание законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности и т.д.), методическом (уровень конструирования учебно-воспитательного процесса), технологическом (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях). На таком уровне сложности эффективность процесса самообразования зависит не только от того, имеет ли место самообразовательная деятельность в жизни учителя, но и от множества факторов как объективного, так и субъективного характера.
И