Информационная карта о внедрении педагогикой инновации
Г. Чебаркуль МОУ СОШ №2
Наименование инновации | Организация профориентационной работы в 9 классах, профилизации старшей школы на основе сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями |
Сущностная характеристика инновации | Основная идея Идея заключается в создании системы предпрофильного образования в основной школе и системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и профессионального высшего образования. Педагогический замысел. Через систему профориентационной работы и предпрофильного образования выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования в профильных классах, о территориально – доступных ему образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа, имеющейся информации принять ответственное решение. Цель внедрения инновации. Создание модели профильной школы на основе сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и профессионального высшего образования. Содержательные аспекты инновации. Содержательный аспекты заключаются в развитии системы инновационно содержательных и процессуальных аспектов: модульных, элективных курсов; система дополнительного образования; индивидуальных учебных планов (образовательной траектории ученика); системы инновационной оценки «портфолио». Индикативные показатели результативности внедрения инновации. 1. В системе управления: реализация программно – целевого подхода к управлению образовательным процессом; демократизация системы управления образовательным учреждением. 2. В содержании образования: реализация федерального компонента государственного стандарта общего образования на: базовом уровне; профильном уровне; формирование социально – образовательных компетенций в рамках профильного образования и в перспективе профессиональной компетентности. 3. В содержании обучения: создание индивидуального образовательного маршрута (образовательной траектории) выпускников профильных классов; отработка системы интегративной накопительной оценки и вариантов построения образовательного рейтинга выпускников основной школы («портфолио»). 4. В процессе воспитания: создание модели школьного самоуправления; разработка концептуальной модели воспитательной системы образовательного учреждения. 5. В содержании методической работы: изучение и внедрение современных образовательных технологий; обобщение и распространение педагогического опыта по проблеме инновации; создание инновационных авторских разработок. 6. В развитии материально – технической базы образовательного учреждения: создание единого информационного пространства школы. |
Год начала внедрения инновации | август 2005г. |
Текущий этап развития инновации | трансформирующий этап |
Уровень инновационной площадки | муниципальный |
Основные направления деятельности | 1. Обновление содержания образования в системе начального, общего, основного среднего (полного) общего и дополнительного образования. 2. Внедрение в образовательный процесс технологий разноуровневого обучения: базовый уровень, профильный уровень. 3. Внедрение современных образовательных технологий. 4. Совершенствование нормативно – правовой базы образовательного учреждения. 5. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров. 6. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном и региональном уровне. |
Результаты внедрения инноваций | I. В области управления. 1. На базе МОУ СОШ№2 создан филиал Челябинского экономического колледжа и представительство УрСЭИ. 2. Разработаны стратегические документы: Программа функционирования и развития МОУ СОШ №2 на 2006-2010 учебные годы. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования МОУ СОШ №2 на 2006-2010 годы. Подпрограмма деятельности педагогического коллектива по организации предпрофильного образования учащихся основной школы МОУ СОШ №2 на 2004-2007 годы. Проект «Методическая работа МОУ СОШ №2 на 2006-2010 годы. Проект «Информационно – коммуникационные технологии в образовательном процессе». Модель демократизации управления образовательным учреждением МОУ СОШ №2 г. Чебаркуля. Учебный план профильного (информационно – технологического класса). II. В содержании образования. 1. Организовано профильное (информационно – технологическое) обучение в 10 классе. 2. Разработан пакет локальных актов: Положение о профильных классах на старшей ступени общего образования в МОУ СОШ №2. Положение о портфолио в основной школе МОУ СОШ №2. Положение о порядке приема в профильные классы МОУ СОШ №2. Положение об индивидуальном учебном плане учащегося 9 кл. МОУ СОШ №2. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы при введении предпрофильной подготовки и профильного обучения. III. В содержании обучения. 1. Внедрена система инновационной оценки «портфолио». 2. Проведено исследование «Социально – психологическая адаптация учащихся 10-х классов, прошедших курс предпрофильной подготовки «Мой выбор» старшим преподавателем кафедры психологии, педагогики и предметных методик ЧГПУ Василенко Е.А. 3. Ведется образовательный мониторинг в профильных классах на основе поэлементного анализа диагностических работ. 4. Организовано дистанционное обучение для учащихся в Интернет-школе – 41 человек. 5. 11 учащихся обучаются в образовательном центре «Школьный университет» ТУСУРа (г. Томск). IV. В процессе воспитания. Создана модель демократизации школьного управления. V. В содержании методической работы. 1. Обобщен опыт учителей школы по проектированию уроков на деятельностной основе в рамках внедрения новых образовательных технологий. Материалы представлены в публикации «Технология проектирования современного урока» авторский коллектив: Плечев В.А., Третьякова Т.Н., Пимонова О.Г. - научный руководитель Морозова Е.В. – кандидат педагогических наук «Гильдия школьных учителей» 2006г. г. Челябинск, Чебаркуль. 2. Обобщен опыт работы учителей: Сергеевой С.А. «Организация проектной деятельности по естественно – научным предметам»; Филипповских Е.К. «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках литературы в старших классах»; Игонченковой Т.В. «Предпрофильное образование как фактор социализации выпускника основной школы». Материалы представлены в публикации «Педагогическая компетентность учителя в условиях перехода на профильное обучение: методология, методика» МОиН Челябинской области Лаборатория организации и содержание лицейского образования РАО, 2006г. г. Челябинск. 3. При финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №06-14065 опубликованы материалы «Реализация предпрофильного и профильного образования в общеобразовательном учреждении «Нормативный аспект» авторский коллектив: руководитель учреждения Плечев В.А., заместитель руководителя Третьякова Т.Н./под редакцией кандидата педагогических наук Морозовой Е.В. – Челябинск 2006г. 4. Опубликован сборник «Методические рекомендации к элективному курсу «Мой выбор» – (автор Игонченкова Т.В.), редактор кандидат педагогических наук Морозова Е.В., рецензент кандидат педагогических наук Киприянова Е.В. «Гильдия школьных учителей» - Челябинск 2006г. VI. В развитии материально – технической базы образовательного учреждения. Создано единое информационное пространство школы, включающее единую локальную сеть, 7 административных АРМ, АРМ библиотекаря, 11 АРМ учителя, 2 компьютерных класса, 25 ПК имеют выход в Интернет. |
Представление результатов внедрения инноваций | 1. Научно – практическая конференция учителей школы «Содержание образования в профильной школе: методология деятельности, методика обучения в условиях перехода к новым образовательным стандартам» 2006г. 2. Педагогические советы «Анализ образовательного процесса в МОУ СОШ №2 в условиях предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профилизации старшей школы» 2006г., 2007г. 3. Страница на школьном сайте «Нормативно-правовая база школы» 2007г. 4. Публикация «Реализация предпрофильного и профильного образования в общеобразовательном учреждении «Нормативный аспект» авторский коллектив: руководитель учреждения Плечев В.А., заместитель руководителя Третьякова Т.Н./под редакцией кандидата педагогических наук Морозовой Е.В. – Челябинск 2006г. 5. Участие педагогов в конкурсах городского, регионального, федерального уровня по проблемам инновации (конкурсы педагогических инициатив, Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации»). |
Оценка возможностей распространения инноваций | 1. Возможность распространения инноваций имеется, т.к. учреждение прошло этап становления (разработки) инноваций, имеются позитивные результаты; тема инновации актуальна для города, разработанные материалы востребованы коллегами школ города. 2. Для распространения инноваций необходимо проводить: исследовательско–аналитическую деятельность эффективности предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старшей школе; психолого-педагогическую деятельность, включающую образовательный мониторинг на основе поэлементного анализа диагностических работ; медико-оздоровительную деятельность, основанную на индикаторах эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; педагогическую деятельность включающую в учебный процесс внедрение современных образовательных технологий; методическую деятельность, включающую обобщение опыта учителей, создание авторских разработок; управленческую деятельность, включающую новые подходы к управлению образовательной деятельностью. |
Руководители и активные участники работы по внедрению инновации | 1. Плечев В.А. – руководитель образовательного учреждения МОУ СОШ №2. 2. Морозова Е.В. – кандидат педагогических наук, научный руководитель, заведующая лабораторией образовательных технологий УрСЭИ. 3. Пимонова О.Г. – заместитель директора по УВР МОУ СОШ №2. 4. Чернышова Е.А. – заместитель директора по ИОП МОУ СОШ №2. 5. Курова М.Р. – заместитель директора по ВР МОУ СОШ №2. 6. Выходец Л.А. – учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ №2. 7. Герасимова Т.Б. – учитель математики, классный руководитель профильного класса МОУ СОШ №2. 8. Игонченкова Т.В. – преподаватель курса «Мой выбор». МОУ СОШ №2. 9. Творческая группа учителей, отрабатывающая современные образовательные технологии в следующем составе: Козлова М.В., Назарова И.Г., Сергеева С.А., Филипповских Е.К., Староверова Н.В., Ветчинникова О.П., Нечаева Н.К. |
Юридический адрес МОУ СОШ №2, контактные телефоны, сайт, E-mail | 456440, г. Чебаркуль, Челябинская область, ул. Ленина, 42 (8-351-68) 2-40-43, 2-54-25 www.74438s002.edusite.ru [email protected] |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА