Проблема оценивания достижений учащихся( тестирование, диагностика, экспертиза, аттестация).

Сложность оценивания учебных достижений усугубляется тремя глобальными тенденциями:

1. Раньше учащийся усваивал знания по принципу «ступеней»: отталкиваясь от ядра фундаментальных понятий, он овладевал другими понятиями, спускаясь к ним с помощью системы логических связей. Сегодня же современный человек большую часть знаний получает не в системе образования, а через средства массовой коммуникации.

2. Отчетливо проявляется тенденция технократизма в сфере образования: с увеличением технической мощи и энергетическим оснащением человечества большое значение имеет профессионализм, дефицит которого уже невозможно компенсировать простым усердием, что приводит к нарушению гармонии между специальными знаниями и духовной культурой.

3. Качественно изменилось положение педагога в системе образования: информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы уже не является «передним краем» знания. Если раньше учитель выполнял функцию накопителя и распространителя научной информации, то теперь он должен управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты.

Осознание перечисленных выше тенденций подталкивает педагогическое сообщество к поиску альтернативных форм обучения, к отходу от привычных стандартов.

Проблема оценки достижений учащихся связана и с субъективным мнением педагогов, порой знания одних и тех же учащихся различные преподаватели оценивают по-разному и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учеников оказывается весьма значительным. Важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-педагогического развития ребенка, для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной. Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:

· Ошибки «великодушия»

· Ошибки «ореола»

· Ошибки «центральной тенденции»

· Ошибки «контраста»

· Ошибки «близости»

· «Логические» ошибки.

Ошибки «великодушия» проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок. Завышение отметок является следствием проявления либерализма учителей в оценке знаний, умений и навыков, приводит к снижению уровня подготовки учащихся, а вот занижение отметок вызывает утрату интереса школьников к учению и веры в свои силы и возможности. Ошибки «центральной тенденции» проявляются у учителей в стремлении избежать крайних оценок. Об этом говорилось выше. Ошибка «ореола» связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки «контраста» состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать учащихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью. Ошибка «близости» находит свое выражение в том, что педагог выставляет оценки по установившейся традиции, согласно которой ответ отличника нельзя оценить плохим баллом, ни в каком случае, а слабоуспевающий ученик не может получить «вдруг» отличную или хорошую оценку, если даже за свой ответ он ее объективно заслужил. «Логические» ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными. Типичной является ситуация, когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные отметки.

В области образования одной из актуальных является проблема оценки уровня знаний (подготовленность) учащихся по различным предметам. Объективность оценки знаний учащихся необходима, прежде всего, для принятия верного решения при проектировании деятельности учащихся по окончании средней общеобразовательной школы.

Тестирование – это стандартизированный метод оценки знаний, умений, навыков учащихся, который помогает выявить и сформировать индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей итоговой подготовке.

Стартовая диагностика.

Стартовая диагностикав первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.

Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки первоклассников.

Предметная стартовая диагностика проводится с целью

· выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;

· выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

Тематическая аттестация.

Под тематической аттестацией понимаются различные виды тематических контрольных и практических (лабораторных) работ – как письменных, так и устных, — которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить уровень и качество освоения учеником всего комплекса учебных задач по изученному разделу (теме). Баллы за каждое оценивание выставляются в классный журнал (и его электронную версию в компьютере) и учитываются при выведении общей оценки по предмету за четверть, полугодие и год. Формы проведения тематической аттестации определяются учителями (их рабочей программой) и утверждаются предметными ШМО. С учетом реальной загруженности учащихся может проводиться не более одной тематической аттестации по одному предмету в течение двух недель. Общее число тематических аттестаций должно быть:

— для классов, обучаемых по четвертям, — не более 4 тематических аттестаций ученика в четверть по одному предмету;

— для классов, обучаемых по полугодиям, — не более 8 тематических аттестаций ученика в полугодие по одному предмету.

14. Национальная образовательная стратегия, наша Новая школа.

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
04 февраля 2010 г.
Пр-271

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.
Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.
3. Совершенствование учительского корпуса
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2010 года в России Годом Учителя.
Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.
Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.
Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.
Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.
В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.
4. Изменение школьной инфраструктуры
Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.
С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.
Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.
Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
6. Расширение самостоятельности школ
Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.
Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.
Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России.
От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

15. В ВУЗе-проект правительства "Концепция распределенного и трансграничногообразования с исп. современных технологий".

Карпенко Михаил Петрович, д.т.н., профессор, президент Современной гуманитарной академии, Москва

Президент России Дмитрий Медведев определяет нынешнее состояние российского образования как переходное, а задача руководства России - создать современное образование[1]. По его словам, очень серьезная разница в образовании между столичными городами и некоторыми другими региональными центрами как была, так и осталась. «Поэтому, не споря с самим тезисом о том, что у нас было хорошее образование, я считаю, что наша задача - создать современное образование, достойное России в 21-м веке», - сказал президент.

Каким требованиям должно отвечать современное образование? Современная гуманитарная академия провела ряд исследований, в процессе которых были получены результаты по общемировым тенденциям развития современного общества[2]. К таким тенденциям относятся:

- ускорение старения знаний;

- рост числа специальностей/профессий;

- постоянное увеличение спроса на высшее образование со стороны его потребителей - студентов, работодателей, а также общества в целом (правительства Японии и США поставили задачу к 2030 г. реализовать всеобщий бакалавриат);

- изменение характера труда – слияние в единое целое процессов труда, получения новых знаний для решения производственных задач и производства новых знаний,

- экстремальная информатизация всех происходящих в обществе процессов,

- повышение до 90% доли человеческого капитала в национальном богатстве.

Во всем мире наблюдается рост спроса на высшее образование, что подтверждается статистическими данными. Так, число поступивших в высшее учебное заведение с 1955 по 1985 гг. возросло в Испании – в 15 раз, в Швеции – в 9,7, в Австрии – в 9,4 и во Франции – в 6,7 раза, а в странах третьего мира рост был гораздо внушительней – от 33 раз в Таиланде до 112 в Нигерии. На слайде представлена реальная динамика роста спроса на высшее образование за последние 30 лет. После 1995 г. в развитых странах идет взрывной рост численности студентов и лиц, имеющих высшее образование. Россия, потеряв период с 1990 до 1995 г., последовала за этим ростом.

Рост спроса на высшее образование развивается в условиях дефицита учебных мест. Число желающих получить или продолжить образование намного превышает количество учебных мест, имеющихся в современных высших учебных заведениях. В частности, в США – это соотношение 100 млн на 15 млн, в Китае – 80 млн на 5 млн. При этом во всем мире постоянно растет число вузов с традиционной технологией обучения. Увеличивается и численность студентов, однако, спрос растет быстрее предложения и дефицит учебных мест высшего образования во всем мире при этом постоянно возрастает. Кампусные технологии этого противоречия преодолеть принципиально не в состоянии.

Проблема оценивания достижений учащихся( тестирование, диагностика, экспертиза, аттестация). - student2.ru

Динамика роста количества лиц с высшим образованием

Нормативные правовые акты Росси предоставляют каждому гражданину право на образование и поддерживают различные его формы, гарантируют свободное перемещение услуг, поддержку конкуренции и возможность получения образования независимо от места жительства.

Сравнительная таблица количества персонала для управления и текущей деятельности традиционного и распределенного вузов

Вид деятельности Количество персонала на 1000 студентов
Традиционный вуз Распределенный вуз
Старший персонал (ППС) Младший персонал Старший персонал (ППС) Младший персонал
Создание контента 1,2
Проведение занятий
Административная работа со студентами 0,5 4,5
Хозяйственная деятельность 0,2
  S 6,9 36,5
  Итого: 43,4

Неэффективность традиционных вузов наглядно иллюстрируется структурой их капитальных и текущих затрат. Так, например, затраты на здания, не имеющие никакого отношения к инновациям в образовании, нацеленным на повышение его качества, составляют в кампусной системе до 95%, притом, что в ИКТ-технологиях 40% капвложений идет именно на учебно-лабораторное оборудование. То же самое и текущими расходами, где практически все в кампусной системе уходит на обслуживание зданий и зарплату, а в ИКТ – технологиях зарплата составляет до 85%, что при принципиально меньшей потребности в ППС позволяет привлекать к учебному процессу наиболее квалифицированных преподавателей за счет повышения размера оплаты их труда.

Отметим, что проведенные специалистами СГА расчеты показали, что при этом капитальные затраты традиционного вуза на 1 студента превышают те же затраты в ИКТ в 3,1 раза (643,1 тыс.руб. и 208,6 тыс.руб. соответственно). При этом капитальные затраты распределенного вуза на технические средства обучения составляют 5,2 тыс. руб./студента, в традиционном вузе – только 0,7 тыс. руб.

Текущие затраты для ИКТ-технологий составляют 25,6 тыс. руб./год/1 студ., что почти вдвое ниже, чем для кампусных вузов (47,4 тыс. руб./год/1 студ.), что доказывает принципиально большую финансовую доступность ИКТ-образования для широких слоев населения по сравнению с традиционным.

Сравнительные затраты при традиционном и ИКТ-обучении

Направление затрат Традиционный вуз Распределенный вуз В традиционном вузе затраты на здания и ЖКХ выше, чем на учебный процесс. Питер Друкер (теоретик менеджмента США): «Американские университеты – в том виде, в котором мы привыкли их традиционно видеть, – превратятся в голые пустоши в течение ближайших 30 лет».
Капитальные затраты
Здания 95% 60%
Лабораторное и информационное оборудование учебного процесса 5% 40%
Текущие расходы
Обслуживание зданий 50% 15%
Зарплата и обслуживание учебного процесса 50% 85%

Проблема оценивания достижений учащихся( тестирование, диагностика, экспертиза, аттестация). - student2.ru

Новая роль высшего образования в национальном измерении

Из доклада М.П. Карпенко на Международном форуме по образованию
«E-Learning Россия: возможности электронного обучения сегодня»
(3-4 июня 2010 г., Москва)

16. Общее задание: Сократ;Платон;Ксенофонт;Ян Амос Коменский.

Ян Амо́с Ко́менский[1] (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивница, ЮжнаяМоравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель,епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы.

Родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарёмчешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году[2]. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Наши рекомендации