Инструкция по проведению диагностики силовых трансформаторов по результатам проведения инфракрасного контроля
Инструкция по проведению диагностики силовых трансформаторов по результатам проведения инфракрасного контроля
Оглавление
1. | Введение | |
2. | Неисправности, выявляемые при проведении ИК диагностики силовых трансформаторов. | |
3. | Приборы и объём информации, получаемый при проведении ИК диагностики силовых трансформаторов. | |
4. | Распределение температурных полей в силовых трансформаторах наиболее распространенных конструкций | |
5. | Рекомендуемая методика ИК-контроля силового трансформатора. | |
6. | Сокращения, используемые по тексту | |
7. | Литература |
Введение
Внедрение приборов инфракрасной техники (далее - ИКТ) в энергетику является одним из основных направлений развития высокоэффективной системы технической диагностики. ИКТ обеспечивает возможность контроля теплового состояния трансформаторов, автотрансформаторов и реакторов (в дальнейшем используется термин «силовые трансформаторы») без вывода их из работы. Выявления дефектов на ранней стадии их развития сокращает затраты на техническое обслуживание за счет прогнозирования сроков и объемов ремонтных работ. На основании хроматографического анализа растворённых в трансформаторном масле газов (далее - ХАРГ) и ИКТ имеется возможность определить область и характер развивающегося дефекта в начальной стадии (твёрдая изоляция или электрический характер).
Рис.1 Общий вид в разрезе силового трёхфазного трансформатора.
Рис.2 Термограмма автотрансформатора типа АОДЦТН-167000/500/220.
Температура окружающего воздуха, +120С.
Максимальная температура нагрева, +45,7°С.
Распределение температуры по поверхности автотрансформатора нормальное.
На рис.1 представлен общий вид в разрезе силового трёхфазного трансформатора, а на рис.2 представлена термограмма автотрансформатора типа АОДЦТН-167000/500/220. Далее инфракрасный контроль силовых трансформаторов будет рассматриваться как изменение состояния силовых трансформаторов в процессе эксплуатации и времени, а также изменение физико - химических свойств трансформаторных масел, как диагностической среды маслонаполненного оборудования, используя метод хроматографического анализа растворённых газов в трансформаторном масле.
Неисправности, выявляемые при проведении ИК диагностики силовых трансформаторов.
2.1. Возникновение магнитных полей рассеяния в силовых трансформаторах за счет нарушения изоляции отдельных элементов магнитопровода (консоли, шпильки и т.п.).
2.2. Нарушение в работе охлаждающих систем (маслонасосы, фильтры, вентиляторы и т.п.) и оценка их эффективности;
2.3. Изменение внутренней циркуляции масла в баке трансформатора (образование застойных зон) в результате шламообразования, конструктивных просчетов, разбухания или смещения изоляции обмоток (особенно у трансформаторов с большим сроком службы);
2.4. Нагревы внутренних контактных соединений обмоток НН с выводами трансформатора;
2.5. Витковое замыкание в обмотках встроенных трансформаторов тока;
2.6. Ухудшение контактной системы некоторых исполнений РПН и т.п.
Маслонасосы
Температура нагрева на поверхности корпуса маслонасоса и трубопроводов работающего трансформатора будет практически одинакова. При появлении неисправности в маслонасосе (трения крыльчаток, витковое замыкание в обмотке электродвигателя и т.п.) температура на поверхности корпуса маслонасоса должна повыситься и будет превышать температуру на поверхности маслопровода.
На рис.6 представлена термограмма маслонасоса работающего трансформатора.
Рис.6 Термограмма маслонасоса работающего трансформатора.
Температура в точках: 1 - +47,3 °С; 2 - +40,6 °С.
Точка 2 определяет температуру в маслопроводе системы.
Температура окружающего воздуха - +20 °С.
Температура маслонасоса выше температуры маслопровода системы на 7°С, следовательно требуется ревизия маслонасоса и его двигателя.
Дутьевые вентиляторы
Оценка теплового состояния электродвигателей вентиляторов осуществляется сопоставлением измеренных температур нагрева. Причинами повышения нагрева электродвигателей могут быть: неисправность подшипников качения, неправильно выбранный угол атаки крыльчатки вентилятора, витковое замыкание в обмотке электродвигателя и т.п.
На рис.7 представлена термограмма дутьевых вентиляторов системы охлаждения трансформатора.
Рис.7 Термограмма дутьевых вентиляторов системы охлаждения трансформатора.
Температура в точках: 1 - +23,8 °С; 2 - +34,0 °С.
Нижний вентилятор системы охлаждения перегрет по сравнению с верхним почти на 10 °С. Требуется ревизия или ремонт нижнего вентилятора.
Термосифонные фильтры
При ИК диагностике можно оценить работоспособность термосифонных фильтров (далее ТФ) силовых трансформаторов. Движение масла через фильтр с адсорбентом происходит под действием тех же сил, которые обеспечивают движение масла через охлаждающие радиаторы, т.е. разностей плотности горячего и холодного масла. ТФ подсоединен параллельно трубам радиатора системы охлаждения, поэтому у работающего фильтра температуры на входе и выходе, если трансформатор нагружен, должны различаться между собой. В налаженном фильтре будет иметь место плавное повышение температуры по его высоте. При использовании мелкозернистого силикагеля, шламообразования в фильтре, случайном закрытии задвижки на трубопроводе фильтра, при работе трансформатора в режиме х. х. циркуляция масла в фильтре будет незначительна или отсутствовать вообще. В этих случаях температура на входе и выходе фильтра будет практически одинакова.
На рис.8 представлена термограмма термосифонного фильтра силового трансформатора.
Рис.8 Термограмма термосифонного фильтра силового трансформатора.
Температура на входе масла в фильтр - +21,9 °С; на выходе - +17,1 °С.
Разность температур масла на входе и выходе фильтра свидетельствует о протекании через него масла. Ремонт не требуется.
На рис.9 представлена термограмма термосифонного фильтра силового трансформатора.
Рис.9 Термограмма термосифонного фильтра силового трансформатора.
Температуры на входе масла в фильтр и выходе из него практически одинаковы и находятся в пределах +14,3 - +14,5 °С, что характеризует отсутствие протока масла через фильтр. Требуется профилактическое обслуживание или ремонт.
На рис.10 представлена термограмма термосифонного фильтра силового трансформатора.
Рис.10 Термограмма термосифонного фильтра силового трансформатора.
Температура в области термосифонного фильтра силового трансформатора:
Р1= +22,140 С0; Р2= +13,840 С0, температура окружающего воздуха ТОКР.= +120 С0. Разность температур «Верх» - «Низ» термосифонного фильтра составляет 8,30 С0, следовательно проток есть, состояние термосифонного фильтра удовлетворительное.
Переключающие устройства
Переключающие устройства серии РНТ и им подобные, встраиваемые в трансформаторы, состоят из переключателя и реактора, расположенных в баке трансформатора, а также контактора. Контактор переключающего устройства размещается в отдельном кожухе, расположенном на стенке бака трансформатора и залитом маслом. Контроль состояния контактов переключателя ввиду его глубинного расположения в баке трансформатора весьма проблематичен. При перегреве контактов контактора ввиду небольшого объема залитого в него масла на стенках бака контактора будут иметь место локальные нагревы.
На рис.11 представлена термограмма локального нагрева стенки бака контактора. Температура в точках: 1 - +16,6°С; 2 - +5,0°С. Температура перегрева составляет 11,6 °С. Требуется ремонтное обслуживание контактора.
Рис.11 Термограмма локального нагрева стенки бака контактора.
Радиаторы
Неисправность плоского крана радиатора или ошибочное его закрытие приведет к перекрытию протока масла через радиатор. В этом случае температура труб радиаторов будет существенно ниже, нежели у работающего радиатора.
С течением времени в эксплуатации поверхности труб радиаторов подвергаются воздействию ржавчины, на них оседают продукты разложения масла и бумаги, что порой приводит к уменьшению сечения для протока масла или полному его прекращению. Трубы с подобными отклонениями будут "холоднее" остальных.
На рис.12 а и б представлена термограмма и фото с исправной системой охлаждения (радиаторы в исправном состоянии) силового трансформатора, нагруженного 30-35% номинальной мощности.
Рис.12а Термограмма с исправной системой охлаждения (радиаторы в исправном состоянии) силового трансформатора.
Результаты измерений температуры радиаторов силового трансформатора в токах:
Р1= +13,450 С0; Р2= +6,890 С0 (разность температур составляет 6,560 С0)
Р3= +15,170 С0; Р4= +8,760 С0 (разность температур составляет 6,410 С0)
Температура окружающего воздуха ТОКР.= -140 С0.
Перепады температур на поверхности верхних и нижних частях труб радиаторов свидетельствуют о нормальном охлаждении трансформаторного масла с учётом температуры окружающего воздуха.
Рис.12б Фото с исправной системой охлаждения (радиаторы в исправном состоянии) силового трансформатора.
Пример проведения ИК диагностики и оформления документации в Паспорте оборудования (в приложении к аудиторскому отчёту).
Предприятие: Лабинские электросети
Подстанция: ПС-110 кВ «Мостовская»
Дата проведения: 12.07.2010 г.
Прибор: «Therma CАM P-65»
Температура окружающего воздуха: +30 °С
Диспетчерское наименование: Т-2, охладитель №1.
| Анализ: превышение температуры соседнего радиатора над дефектным (Аr1): 11,7 °С |
На рис.13 представлена термограмма радиаторов № 1 и № 2 силового трансформатора Т-2.
Рис.13 Термограмма радиаторов № 1 и № 2 силового трансформатора Т-2.
Заключение: Выполнить ревизию дефектному радиатору. Наиболее вероятные дефекты: неисправность плоского крана радиатора или ошибочное его закрытие, отложение в радиаторе шлама.
На рис.14 представлена термограмма блоков радиаторов силового трансформатора.
Рис.14 Термограмма блоков радиаторов со снижением эффективности охлаждения.
По термограмме просматривается снижение эффективности системы охлаждения силового трансформатора. В процессе эксплуатации в течении длительного периода внутренние поверхности труб радиаторов подвергаются воздействию ржавчины, на них оседают продукты разложения масла и бумаги, что порой приводит к уменьшению сечения для протока масла или в отдельных случаях может привести к полному его прекращению. Трубы с подобными отклонениями будут "холоднее" остальных, что и наблюдаем мы на термограмме рис.14. Требуется вывод в ремонт силового трансформатора и прочистка (промывка) от шлама охладителей.
Маслорасширитель.
Проверяется соответствие измеренного уровня масла фактическому в расширителе трансформатора.
На рис.15 представлена термограмма расширителя силового трансформатора.
Рис.15 Термограмма расширителя силового трансформатора.
Определение уровня масла в расширителе трансформатора позволяет в ряде случаев оценить правильность показания датчиков уровня масла. Разность температур фиксируется в расширителе на границе масла (тёплого) с воздухом поступающим из атмосферы (более прохладный). Этот уровень сравнивается с показанием уровня масла в маслоуказателе расширителя трансформатора или стрелочном указателе.
На рис.16 представлена термограмма расширителя силового трансформатора.
Рис.16 Термограмма расширителя силового трансформатора.
Расширитель силового трансформатора, температура в области Р1= +250 С0;
Р2= +13,380 С0; Р3= +11,230 С0, температура окружающего воздуха ТОКР.= +120 С0. Изменение теплового поля расширителя соответствует показанию масла в маслоуказателе расширителя.
На рис.17 представленном на термограмме, может быть выполнена проверка соответствия указателя уровня трансформаторного масла в расширительном баке и стрелочным электромагнитным указателем.
Рис.17 Термограмма расширителя автотрансформатора типа АОДЦТН-167000/500/220.
Максимальная температура нагрева, °С: верх - +14,40С; низ - +14,60С.
Уровень масла в норме и соответствует внешнему указателю.
температура окружающего воздуха ТОКР.= +14,50С.
Датчик температуры.
Практически единственным критерием оценки эффективности работы системы охлаждения является температура верхних слоев масла трансформатора, измеряемая с помощью термометров, либо дистанционного термометра сопротивления, устанавливаемых в карманах (гильзах) крышки бака. Контроль температуры масла в этих случаях может быть связан с существенными погрешностями, которые обусловлены инструментальной точностью измерения, местом размещения гильзы и другими факторами.
Поэтому при термографическом обследовании трансформатора необходимо также сравнивать значения температур на крышке бака, измеренные тепловизором, с данными датчика температуры.
На рис.18 представлены два электроконтактных термометра.
Рис.18 Электроконтактные термометры.
Тепловизор показал температуру верхних слоев масла трансформатора +350С, что соответствует показаниям правого электроконтактного термометра, красные метки соответствуют уставкам по автоматическому пуску и останову вентиляторов охлаждения для силовых трансформаторов с системой охлаждения МД.
Левый электроконтактный термометр требует замены на исправный, так как его показание +200С.
Литература.
Л.1. Объём и нормы испытания электрооборудования. СО 34.45-51.300-97.
Л. 2. Основные положения методики инфракрасной диагностики электрооборудования и ВЛ. РД 153-34.0-20.363-99
Л. 3. Типовая инструкция по эксплуатации узла контактных колец и щеточного аппарата турбогенераторов мощностью 165 МВт и выше. ТИ 34-70-024-84. - М. СПО Союзтехэнерго, 1984.
Л. 4. Алексеенко Г.В., Ашрятов А.К., Фрид E.С. Испытания высоковольтных и мощных трансформаторов и автотрансформаторов. - М.: ГЭИ, 1962.
Л.5. Анализ повреждений силовых трансформаторов за 1989-1991 годы. - М. СПО ОРГРЭС, 1993.
Л. 6. Порудоминский В.В. Трансформаторы с переключением под нагрузкой. - М.Энергия, 1965.
Л. 7. ГОСТ 8024-90. Аппараты и электротехнические устройства переменного тока на напряжение свыше 1000 В. Нормы нагрева при продолжительном режиме работы и методы испытаний.
Л. 8. Анализ причин технологических нарушений в работе электроустановок: Вып. 1/93.- М. СПО ОРГРЭС, 1994.
Л. 9. ГОСТ 8024-90. Аппараты и электротехнические устройства переменного тока на напряжение свыше 1000 В. Нормы нагрева при продолжительном режиме работы и методы испытаний.
Л.10. Использовались термограммы снятые при проведении аудитов ЗАО «ТИ ЕЭС» на объектах энергетики РФ.
Инструкция по проведению диагностики силовых трансформаторов по результатам проведения инфракрасного контроля
Оглавление
1. | Введение | |
2. | Неисправности, выявляемые при проведении ИК диагностики силовых трансформаторов. | |
3. | Приборы и объём информации, получаемый при проведении ИК диагностики силовых трансформаторов. | |
4. | Распределение температурных полей в силовых трансформаторах наиболее распространенных конструкций | |
5. | Рекомендуемая методика ИК-контроля силового трансформатора. | |
6. | Сокращения, используемые по тексту | |
7. | Литература |
Введение
Внедрение приборов инфракрасной техники (далее - ИКТ) в энергетику является одним из основных направлений развития высокоэффективной системы технической диагностики. ИКТ обеспечивает возможность контроля теплового состояния трансформаторов, автотрансформаторов и реакторов (в дальнейшем используется термин «силовые трансформаторы») без вывода их из работы. Выявления дефектов на ранней стадии их развития сокращает затраты на техническое обслуживание за счет прогнозирования сроков и объемов ремонтных работ. На основании хроматографического анализа растворённых в трансформаторном масле газов (далее - ХАРГ) и ИКТ имеется возможность определить область и характер развивающегося дефекта в начальной стадии (твёрдая изоляция или электрический характер).
Рис.1 Общий вид в разрезе силового трёхфазного трансформатора.
Рис.2 Термограмма автотрансформатора типа АОДЦТН-167000/500/220.
Температура окружающего воздуха, +120С.
Максимальная температура нагрева, +45,7°С.
Распределение температуры по поверхности автотрансформатора нормальное.
На рис.1 представлен общий вид в разрезе силового трёхфазного трансформатора, а на рис.2 представлена термограмма автотрансформатора типа АОДЦТН-167000/500/220. Далее инфракрасный контроль силовых трансформаторов будет рассматриваться как изменение состояния силовых трансформаторов в процессе эксплуатации и времени, а также изменение физико - химических свойств трансформаторных масел, как диагностической среды маслонаполненного оборудования, используя метод хроматографического анализа растворённых газов в трансформаторном масле.