III. Реализация инновационной Программы.
1.Прогнозирование ожидаемых результатов.
2.Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.
3.Сроки и этапы региональной инновационной работы.
4.Условия проведения.
5.Возможности представления результатов региональной инновационной работы.
IV. Календарный план реализации Программы.
1.Первый этап (организационный).
2.Второй этап (технологический).
3.Третий этап (обобщающий).
V. Участники инновационной Программы и их функциональные обязанности.
VI. Информационная справка и проблемно – ориентированный анализ состояния ОУ.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность Программы
Новые вызовы времени привели к принципиально иным требованиям как к задачам образования, так и его результатам, что нашло своё отражение в разработке и внедрении стандартов нового поколения. Общество всё более проникается идеей развития одарённых детей. Именно поэтому вопрос о своевременном выявлении и поддержке одарённых школьников решается в нашей стране на государственном уровне.
В одном из докладов на конференции в 2017 г., посвящённой детской одарённости,А.В.Баркин (учреждение содействия в развитии человеческого потенциала «Совет для одарённых») сказал: «Российская интеллектуальная элита – открытое сообщество граждан страны и соотечественников, её патриотов, проявляющих достаточно высокий уровень знаний и компетенций для содействия переходу страны на принципиально новый уровень развития, то есть, на развитие инновационного характера, на создание экономики знаний на основе передовых решений (включая безопасность, качество жизни, отрасли нового уклада) и лидерства российских организаций в тех высокотехнологичных сферах, которые будут определять перспективную структуру мировой экономики».
Эта идея находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандартегде, в частности, отмечается, что одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей, нацеленных на высокие научные и социальные достижения.
ФГОС[1] описывает социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях, что взывает к созданию условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одарённых детей (включая детей, чья одарённость на настоящий момент, может быть, ещё не проявилась), а также просто способных и высокомотивированных детей,в отношение которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Это положение продолжается вКонцепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. «Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».
Ключевой фигурой в выявлении детей, имеющих признаки одарённости, в создании образовательной среды, способствующей развитию их творческой природы, является учитель. Отсюда следует, что проблема его подготовки – одна из самых важных, так как от успешности её решения зависит сохранение и умножение интеллектуально-творческого потенциала общества. Поэтому в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов говорится о том, что основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения.
Вместе с тем, выявляется целый ряд методологических, психолого-педагогических и дидактических проблем в реализации идеи развития и сопровождения детской одарённости.
Ø В частности, не решены вопросы диагностики одарённости (и ее видов) на уровне образовательного учреждения.
Ø Не достаточно изучена специфика проектирования рабочих программ и программ дополнительного образования под задачи развития и сопровождения одарённых школьников.
Ø В достаточной мере не обоснованы методические и технологические инструменты при работе с одарёнными детьми на уровне школы в целом и учителя предметника в частности.
Ø Не созданы оптимальные механизмы психологической поддержки (индивидуальные, групповые) одарённых детей, имеющих чаще всего, некоторые сложности в социальных трансакциях и собственной самоидентификации.
Ø Не выявлены эффективные формы корпоративного обучения и сотрудничества учителей (на уровне одного образовательного учреждения), обеспечивающие самые высокие результаты в направлении развития и сопровождения детской одарённости.
Указанные проблемы во многом предопределили цель и задачи работы педагогического коллектива МБОУ СОШ № 40 г. Владимира, направленной на создание условий психолого-педагогического развития исопровождения детскойодарённости посредством педагогических технологий.
Цель и задачи Программы
Цель инновационной работы: поддержка иразвитие одарённых, потенциально одарённых и высокомотивированных детей в условиях общеобразовательной организации посредством технологии коучинг.
Задачи:
Ø изучить и проанализировать научные подходы к обоснованию детскойодарённости, ее видам и возможным способам формирования;
Ø разработать комплексы психолого-педагогических диагностических материалов для выявления одарённыхдетей, ихиндивидуальных потребностей и дефицитов;
Ø организовать работу творческих групп педагогов по освоению коучинга сучётом различных педагогических задач и дальнейшей диссеминации опыта;
Ø разработать программы индивидуального сопровождения, урочной и внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, тренинговых занятий для поддержки и развития одарённых и высокомотивированных детей;
Ø создать методические рекомендации по реализации эффективных инструментов и механизмов, направленных на создание такой образовательной среды, которая обеспечивает поддержку и развитие одарённых, потенциально одарённых ивысокомотивированных детей в рамках общеобразовательной организации.
Методы,используемые для решения поставленных задач:
Ø анализ научной литературы по различным аспектам проблемы;
Ø изучение и обобщение педагогического опыта;
Ø разработка мониторинговых процедур и конструкторов программ;
Ø диагностика: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, учителей;
Ø статистические методы обработки результатов;
Ø моделирование.
Принципами в работе выступают:
Ø Принцип индивидуальности: сохранность и поддержка индивидуальности ребёнка;
Ø Принцип доверия, поддержки и сотрудничества: атмосфера доверия и доброжелательности, взаимопомощи и партнёрства между всеми участниками инновационной работы;
Ø Принцип деятельности: опора на самостоятельную, творческую деятельность учащихся, как условие созиданияи определения личности.
Ø Принцип субъектности: опора на активность личности школьника, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и само коррекции в отношениях с другими людьми.
Ø Принцип адекватности: соответствие средств обучения и воспитания социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс; учёт разнообразных факторов окружающей социальной среды;
Ø Принцип рефлексивной позиции: ориентация на формирование у школьников осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.