Аскетика – путь преодоления природной обусловленности – обожение.
Борьба со страстями – это основной нерв серьёзной духовной литературы. Это паруса человеческого фрегата. Но у современного мира совершенно нет представления о страстях в человеке. Это учение – какая-то невероятная эзотерика, тайное знание, внутри Церкви, которое лежит абсолютно не скрываемое, но никому не нужное. Но без борьбы со страстями человек не становится человеком, а в лучшем случае так и остается обусловленным природой, оправдывая любую свою глупость и болезнь, тем что «ну, вот я такой человек, вспыльчивый» или «да, я такой, не люблю однообразия в любви» и прочие безумные глаголы.
Церковь сблизилась во многих аспектах с современной психологией, но предлагает не просто изучать мачты и паруса, но распускать или поднимать их – получить знание и действовать, чтобы жизнь имела смысл и цель, чтобы в конце пути состоялась встреча с любящим и ждущим нас Отцом.
Страсть – это греховный навык. Мы привыкаем жить без смысла, привыкаем грубить близким, привыкаем смиряться с тем, с чем смиряться нельзя, привыкаем лелеять своё уныние и оправдываться средой – морем. Мол, смотри, вокруг вода, как же плыть-то? Абсурд, не правда ли? Раз вода – то плыви!
Борьба со страстями – путь к свободе. Но для начала, нужно понять одну очень простую истину. Грех во мне – это не я. Не настоящий я. Болезнь во мне – это не я, а чуждое во мне, то, что меня убивает. Современный мир обманывает человека, говорит, что болезни нет и с тобой всё в порядке. Но это ложь. Я болен грехом, я могу быть здоровым. Исповедь – это не отчет о проделанной работе за квартал, это встреча с Доктором. Это лекарство. Живое лекарство Духа.
7. Два пути – жизнь и смерть.
В завершении хочу сказать кое-что о Церкви. Что это такое? Организация? Как и школа? Как Завод металлоконструкций? А ведь так похожи! И отчеты есть, и деятельность, и люди, иерархия, требования, формализм…
Но апостол Павел Церковь сравнивает с живым телом, а членов её с живыми клетками. Более того. Страдает один член – страдает всё тело. Мы органически связаны. Все, кто когда-то пошёл за Христом и принял крещение. Мы едины, части одного организма. Но мы все нуждаемся в исцелении, нам нужны силы, чтобы плыть, клеткам необходима кровь, чтобы жить, нам нужен Дух, чтобы иметь желание жить и творить. А именно Его только и нужно искать в Церкви, и этим она отличается от организации. Как мертвую ткань заменяют живой, и человек восстанавливается после повреждений, как к дикому ростку прививают культурное растение, как жаждущий зверь припадает к источнику – так любой из нас может получить силы жить, смысл жить, познавать путь соединения с тайной – всё это в Церкви есть, если только будем искать не комфорта, а истины.
Есть два пути: путь жизни и путь смерти. Куда мы повернём, там и будущее человечества. Новый Завет свидетельствует, что мы повернём к обесчеловечиванию и формализму, к тому, что человек станет слепой игрушкой в руках стихий и страстей – человек станет «ЧТО». Весть, которую принёс Христос, говорит, что человек – это личность, его помнит Бог, он может и должен быть спасён из океана житейского. И он будет спасен, если выберет жизнь, как аскезу, волю, разум, совесть. Некоторые пророчества об уничтожении народов за их преступления не сбывались, так как они меняли свой ум и образ жизни. Покаяние – перемена ума. И либо мы, по словам царя Давида, утратим честь и звание разумного животного, а соединимся с «несмысленными скотами и уподобимся им» (Пс. 48:13). Либо, как говорит святитель Василий Великий, «человек это животное, получившее повеление стать Богом».
Наш кормчий известен, впери в небо очи,
И с бурей, страстями борись среди ночи.
Житейское море, волна за волною
Вздымается резко за нашей кормою.
Гребцы направляют корабль по волнам,
А ты, мой сладчайший, возводи очи к небесам.
P.S.: у молодёжи есть запрос на смысл. Пример – это группа «ГРОТ» и её песня «Маяк». Можно даже так сказать, что это вольный пересказ некоторых фрагментов Нагорной проповеди.
Давай отныне так, раз решил себя растить.
Не прощай меня Создатель, если я не смог простить.
Не подавай мне руку, пусть бушует вода -
Если за целую жизнь я никому руки не подал.
Я обнимаю всю планету в первозданном виде.
Я обнимаю с ней всех, кто меня ненавидит.
Любовь вокруг нас в виде путеводных ночью.
Цветок подарит аромат, даже когда его топчут.
Благородство без зрителей. Широкие жесты без фотокамер.
Дары без имени дарителя и без возможности отбиться на рекламе.
Любить, не присваивая. Прощать, не запоминая.
Служить, как в тумане маяк. Звать у самого края.
Итак, пока мы с отделом образования и прочими министерствами вырабатываем официальные позиции, русские ребята из Омска, ломая стереотипы о протестной культуре, говорят нам всё те же слова «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен». И это скандирует толпа! Я не верю, что возможно некое преображение толпы, да ещё и за счёт массовой культуры, но не заметит этого явления просто нельзя.