Самооправдание и жертвенность.
Человек это кто или что?
Неверное отождествление природы человека и самого человека, связанное отчасти с научными открытиями в области генетики, приводят в плане мировоззрения к выводам, что человек не свободен в своей жизнедеятельности, а полностью обусловлен природой. В связи с чем, грешит или нарушает некие нормы он не по произволению, а по необходимости, а значит, неподсуден морали, которая ненаучна. Ответом на это служит богословское понимание последствия грехопадения для природы человека, которая повреждена и изначально не находится в состоянии нормы, заданной Творцом. Следствием современных антропологических концепций является – безответственность, формализм, исчезновения понятия греха и должного, обесчеловечение, бессмыслица любой идеи и жизни как таковой. Разрешить эти вопросы помогает представление о человеке, как личности, которая имеет дух, отличный от природы и всегда устремленный к Богу и смыслу, а также помогающий преодолеть природную обусловленность и вести человека по пути обожения.
Современная дегуманизация.
Человек, ты «что» или «кто»? Почему ты есть? Есть ли в тебе что-то за гранью кожи твоего лица? За всем этим бесчисленным переплетением клеток и атомов? Тайна ли ты сам для себя или тебе всё понятно в тебе самом?
Дыхание во мне – дыхание животного. Два глаза, две руки, два уха, кожный покров, движение жил и костей – какое невероятное единство меня и любого из животных! Наука нашла нечто причудливое и сокровенное, то, что моментально взлетело на знамена человеческой пошлости и мнимого всезнайства – код ДНК. В нём все ответы. О любви, об извращении её, о предрасположенности к труду или блуду… Все ответы. Все ли? И что раньше – переплетение аминокислот или мысль их сплетающая? Да и откуда сама мысль?
Часть человечества очень устраивает хороший и готовый ответ на всё – человек это животное, чья жизнь обусловлена природой тела и средой обитания. Найдены гены, отвечающие за речь и половое влечение, восприятие красоты и брезгливости. Ждём открытия гена веры в Бога и гена совести и тогда всё. Занавес. Человек прикован железными цепями к своему телу, которое управляет всеми его реакциями. Человек не в ответе ни за что. С него нельзя спрашивать ни за хамство, ни за убийство, ни за половые извращения. Ведь он неволен в своём выборе добра и зла, так как нет никакого добра и зла – есть природная стихия, которая носит человека по своим волнам, чтобы, в конце концов, утопить его или разбить об скалы.
Житейское море
Житейское море
Играет волнами.
В нём радость и горе
Всегда перед нами.
Никто не ручится,
Никто не узнает,
Что может случиться,
Что завтра с ним станет.
А, может быть, завтра
Сырая могила
Возьмёт безвозвратно
Кипучую силу.
Варианты нормы.
Куда плыву я, как животное? Чем руководится плоть моя? Ведь иного измерения нет, наука вне духовных вопросов, а из этого делается вывод, что духа в человеке нет, ведь наука – это главный глашатай современного взгляда на всё. Если наука не занимается духовной и нравственной проблематикой, то это миражи, мифы, развлечение для мозга, как резиновый мячик для собаки, с которым она может весело и увлеченно носиться по полю и предлагать всем поиграть. Поиграть в нравственность и веру.
«Мораль и нравственность не выводятся из экспериментального знания» – это предпосылка бессмыслицы, которая звучит уже несколько столетий и как воздух, пропитанный радиоактивными выбросами, проникла везде, своими изотопами поменяв структуру нашего мышления с целостного на раздробленное. Всё отделено друг от друга – церковь, политика, образование, школа, дети, родители, идеалы, интернет, законы – всё обособлено и пытается наладить друг с другом диалог, чем и свидетельствует об этой обособленности.
Нет ни добра, ни зла, ни черного, ни белого. Брак может быть однополым. Дети произведены искусственно. Как говорит одно современное издание – «гомосексуальность – это вариант нормы». Что ж, действительно, чтобы всё упростить, то стоит продолжить эту логику и провозгласить: алкоголизм, наркоманию, беспорядочные связи, бунт против родителей, ненависть, взятки, угнетение человека человеком, кражу и всё, что придёт в голову – всё это варианты нормы, а потому ко всему нужно относиться толерантно. Почему? Да потому что мы животные и то, что мы имеем социальные рамки и законы, регламентирующие нашу жизнь – это странный вывих, который хоть и позволяет нам существовать мирно, но никак не дает нам платформы для нравственности, совести, духа.
Но ведь это лишь вульгарное толкование части научного знания о человеке. Исследователи мозга наперебой толкуют об океане непознанного и неоткрытого в человеке. Нет, это неудобно знать. Несовременно. Приятнее думать, что наука знает всё. Вся ли наука? И всё ли знает? Наука изначально – это поиск Творца в Его творении. Она человечна. Она задает миру вопросы! Наука, которая ставит вопросы – истинная наука, как и богословие. Наука, дающая лишь ответы, как и богословие – ложная и самоуверенная госпожа нашей интеллектуальной лени.
Как же плыть в этом море? Есть ли компас и фарватер? Популяризатор эволюционной биологии говорит, что у эволюции нет цели, всё случайно и смысл искать в жизни невозможно, так как всё бурлит, пенится, меняется, исчезает и появляется просто так, само собой. Но само научное знание свидетельствует о целесообразности и связи всего в мире? Цветок вырастает из семени, пчела снимает пыльцу, человек собирает мёд. Камень летит вверх, если брошен и падает непременно вниз. Это закон! Закон? А почему, собственно, есть некий закон? Кто его установил, как и когда? О животное, забудь эти вопросы, они не нужны, они выведут тебя к философии, а чего хуже и к религии! Ешь, пей, веселись, так как завтра умрёшь. О последнем тоже забудь.
Но если человек, это лишь набор клеток, атомов, аминокислот – то он определенно «ЧТО», т.е. бездушный материал, камень, мимотекущий ручей, дуновение ветра, лист увядающий. Нет души, нет Бога, нет человека, нет и греха.
Это ли не выбор свободы от нравственности для будущего расчеловечества?
Человек это кто или что?
Неверное отождествление природы человека и самого человека, связанное отчасти с научными открытиями в области генетики, приводят в плане мировоззрения к выводам, что человек не свободен в своей жизнедеятельности, а полностью обусловлен природой. В связи с чем, грешит или нарушает некие нормы он не по произволению, а по необходимости, а значит, неподсуден морали, которая ненаучна. Ответом на это служит богословское понимание последствия грехопадения для природы человека, которая повреждена и изначально не находится в состоянии нормы, заданной Творцом. Следствием современных антропологических концепций является – безответственность, формализм, исчезновения понятия греха и должного, обесчеловечение, бессмыслица любой идеи и жизни как таковой. Разрешить эти вопросы помогает представление о человеке, как личности, которая имеет дух, отличный от природы и всегда устремленный к Богу и смыслу, а также помогающий преодолеть природную обусловленность и вести человека по пути обожения.
Современная дегуманизация.
Человек, ты «что» или «кто»? Почему ты есть? Есть ли в тебе что-то за гранью кожи твоего лица? За всем этим бесчисленным переплетением клеток и атомов? Тайна ли ты сам для себя или тебе всё понятно в тебе самом?
Дыхание во мне – дыхание животного. Два глаза, две руки, два уха, кожный покров, движение жил и костей – какое невероятное единство меня и любого из животных! Наука нашла нечто причудливое и сокровенное, то, что моментально взлетело на знамена человеческой пошлости и мнимого всезнайства – код ДНК. В нём все ответы. О любви, об извращении её, о предрасположенности к труду или блуду… Все ответы. Все ли? И что раньше – переплетение аминокислот или мысль их сплетающая? Да и откуда сама мысль?
Часть человечества очень устраивает хороший и готовый ответ на всё – человек это животное, чья жизнь обусловлена природой тела и средой обитания. Найдены гены, отвечающие за речь и половое влечение, восприятие красоты и брезгливости. Ждём открытия гена веры в Бога и гена совести и тогда всё. Занавес. Человек прикован железными цепями к своему телу, которое управляет всеми его реакциями. Человек не в ответе ни за что. С него нельзя спрашивать ни за хамство, ни за убийство, ни за половые извращения. Ведь он неволен в своём выборе добра и зла, так как нет никакого добра и зла – есть природная стихия, которая носит человека по своим волнам, чтобы, в конце концов, утопить его или разбить об скалы.
Житейское море
Житейское море
Играет волнами.
В нём радость и горе
Всегда перед нами.
Никто не ручится,
Никто не узнает,
Что может случиться,
Что завтра с ним станет.
А, может быть, завтра
Сырая могила
Возьмёт безвозвратно
Кипучую силу.
Варианты нормы.
Куда плыву я, как животное? Чем руководится плоть моя? Ведь иного измерения нет, наука вне духовных вопросов, а из этого делается вывод, что духа в человеке нет, ведь наука – это главный глашатай современного взгляда на всё. Если наука не занимается духовной и нравственной проблематикой, то это миражи, мифы, развлечение для мозга, как резиновый мячик для собаки, с которым она может весело и увлеченно носиться по полю и предлагать всем поиграть. Поиграть в нравственность и веру.
«Мораль и нравственность не выводятся из экспериментального знания» – это предпосылка бессмыслицы, которая звучит уже несколько столетий и как воздух, пропитанный радиоактивными выбросами, проникла везде, своими изотопами поменяв структуру нашего мышления с целостного на раздробленное. Всё отделено друг от друга – церковь, политика, образование, школа, дети, родители, идеалы, интернет, законы – всё обособлено и пытается наладить друг с другом диалог, чем и свидетельствует об этой обособленности.
Нет ни добра, ни зла, ни черного, ни белого. Брак может быть однополым. Дети произведены искусственно. Как говорит одно современное издание – «гомосексуальность – это вариант нормы». Что ж, действительно, чтобы всё упростить, то стоит продолжить эту логику и провозгласить: алкоголизм, наркоманию, беспорядочные связи, бунт против родителей, ненависть, взятки, угнетение человека человеком, кражу и всё, что придёт в голову – всё это варианты нормы, а потому ко всему нужно относиться толерантно. Почему? Да потому что мы животные и то, что мы имеем социальные рамки и законы, регламентирующие нашу жизнь – это странный вывих, который хоть и позволяет нам существовать мирно, но никак не дает нам платформы для нравственности, совести, духа.
Но ведь это лишь вульгарное толкование части научного знания о человеке. Исследователи мозга наперебой толкуют об океане непознанного и неоткрытого в человеке. Нет, это неудобно знать. Несовременно. Приятнее думать, что наука знает всё. Вся ли наука? И всё ли знает? Наука изначально – это поиск Творца в Его творении. Она человечна. Она задает миру вопросы! Наука, которая ставит вопросы – истинная наука, как и богословие. Наука, дающая лишь ответы, как и богословие – ложная и самоуверенная госпожа нашей интеллектуальной лени.
Как же плыть в этом море? Есть ли компас и фарватер? Популяризатор эволюционной биологии говорит, что у эволюции нет цели, всё случайно и смысл искать в жизни невозможно, так как всё бурлит, пенится, меняется, исчезает и появляется просто так, само собой. Но само научное знание свидетельствует о целесообразности и связи всего в мире? Цветок вырастает из семени, пчела снимает пыльцу, человек собирает мёд. Камень летит вверх, если брошен и падает непременно вниз. Это закон! Закон? А почему, собственно, есть некий закон? Кто его установил, как и когда? О животное, забудь эти вопросы, они не нужны, они выведут тебя к философии, а чего хуже и к религии! Ешь, пей, веселись, так как завтра умрёшь. О последнем тоже забудь.
Но если человек, это лишь набор клеток, атомов, аминокислот – то он определенно «ЧТО», т.е. бездушный материал, камень, мимотекущий ручей, дуновение ветра, лист увядающий. Нет души, нет Бога, нет человека, нет и греха.
Это ли не выбор свободы от нравственности для будущего расчеловечества?
Самооправдание и жертвенность.
Управлять человеческими массами, встраивать нас в бездушные системы, переводить в цифровой формат и заполнять нами интернет, переводить в гиперреальность – далёкую от реальных проблем нашей жизни – вот итог идеи природной обусловленности человека. Каждый должен быть представлен в сети, иначе он не существует. Каждое движение и мероприятие зафиксированы и по ним должен быть составлен отчет, чтобы система видела, что винтики работают. Как они работают, вкладывают ли они душу в то, что от них просят, да и вообще, есть ли у них души – это не волнует никого. Мы боролись с тоталитаризмом и его «светлым будущим», но продолжили его же дело. (Пример: В. Свенцицкий о самодержавии) Формализм и мероприятия для галочки, в которых нет жизни, а есть конгломераты клеток, обусловленных сложившимися условиями среды, которые действуют из инстинкта самосохранения, а точнее комфортосохранения. Моя мама педагог, почетный работник образования, свидетельствует о море бумаг и отчетов, которые топят инициативу и требуют инициативы одновременно. Но есть ли система? Она – не мы ли сами? «Чтобы обезопасить себя от дракона, надо иметь своего собственного!» (Е. Шварц)
В нас звучит постоянное самооправдание. «Не мы такие, это жизнь такая». Чем вам не бытовое удостоверение в языке этих принципов расчеловечения человека? «Мы не виноваты – это среда заела». «Мы не виноваты, это само получилось». «Мы не виноваты, нас заставляют». «Мы не виноваты»… Не слышится ли в этом стародавнее «Я не виноват, жена, которую Ты мне дал, это она заставила меня нарушить заповедь»?
Ответом Творца на эту ситуацию была честность расставания с человеком и жертвенность распятия за него. Они же спасут и наш корабль. С чем-то всегда придётся расставаться, а ради чего-то нести личные жертвы, а не за счёт других. Говорят сейчас про синдром выгорания у священников, учителей, родителей, людей, работающих с персоналом. Но в древних запылившихся текстах есть этому явлению простое объяснение – страсть уныния, грех уныния. Но что такое грех? Да и страсть? О, это не из сферы науки, значит их нет… Но как же нет, если наше сознание фиксирует это ежедневно! При этом, как учат понимать грех святые психологи пустыни, авторы трактатов о любви и монашеской аскезе, ведь они – основа учения Церкви, зачастую многим современникам не известно.