Занятость учащихся на I полугодие
№ п/п | Ф.И. учащихся | Спецкурсы, факультативы | Спортивные школы, секции | Кружки, музыкальные, художественные школы |
Организация самоуправления в классе
Поручения | Ф.И. обучающихся |
Совет класса | |
Состав инициативных творческих групп | |
Диагностика мотивации
1. Тебе нравится в школе?
§ не очень
§ нравится
§ не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
§ чаще хочется остаться дома
§ бывает по-разному
§ иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
§ не знаю
§ остался бы дома
§ пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
§ не нравится
§ бывает по-разному
§ нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
§ хотел бы
§ не хотел бы
§ не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
§ не знаю
§ не хотел бы
§ хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
§ часто
§ редко
§ не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
§ точно не знаю
§ хотел бы
§ не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
§ мало
§ много
§ нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
§ нравятся
§ не очень
§ не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Результаты изучения школьной мотивации
учащегося _____ класса __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема психолого-педагогической характеристики
Личности младшего школьника
1. Общие сведения: фамилия, имя ребенка, школа, класс.
2. Возраст, группа здоровья, физкультурная группа.
3. Семейные условия воспитания:
- состав семьи (воспитывается в полной, неполной семье, родственники, проживающие вместе),
- кто непосредственно занимается воспитанием ребенка.
4. Внесемейные контакты:
- положение ребенка в системе деловых отношений – какое имеет или хотел бы иметь поручение, отношение к нему,
- социометрический статус ребенка в классе: отношение одноклассников к ребенку и ребенка к сверстникам,
- наличие друзей, роль в дружбе – ведущая или ведомая.
5. Характеристика развития:
- успеваемость: итоговые отметки за прошедший учебный год, преобладающие отметки,
- отношение к школе, уровень сформированности учебной мотивации, наличие интереса к учебе, любимые учебные предметы,
- владение общественными представлениями: знание домашнего адреса, названия города, области, государства, столицы и т.д.,
- владение представлениями о природе: названия времен года, месяцев, животных, растений и др.,
- владение навыками культурного поведения, начитанность, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
6. Деятельность личности:
- умение планировать работу, выделять главное, делать обобщения, выводы,
- осуществлять самоконтроль (внимательность, сосредоточенность) и самооценку,
- успехи в школьной, общешкольной, внешкольной деятельности.
7. Направленность личности:
- широта интересов, ведущие интересы и склонности,
- увлеченность каким-либо предметом, кружком, секцией, коллективным творческим делом.
8. Характеристика эмоционально-волевой сферы:
- преобладающее настроение,
- проявление активности, настойчивости, самостоятельности.
Показатели слабоволия:
- отсутствие последовательности и систематичности в работе,
- не способен отвлечься от посторонних раздражителей,
- делает только то, что доставляет удовольствие,
- проявляет упрямство.
9. Черты характера:
- сформированность чувства коллективизма, товарищества, гуманизма,
- наличие или отсутствие нарушений дисциплины,
- отношение к замечаниям педагогов, других взрослых, других детей
- трудолюбие,
- отзывчивость, доброжелательность, справедливость, требовательность, обязательность.
Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Методика «Социометрия»
Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос.
Вопросы могут быть следующими:
1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из одноклассников ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из класса ты бы хотел видеть рядом с собой?
3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду для похода в лес. Подумай, кто из класса мог бы пойти с тобой.
Обработка полученных данных. На основании результатов – высказанных учащимися выборов и предпочтений - составляется матрица выбора: по вертикали – список класса, по горизонтали – номера, под которыми значатся фамилии учащихся. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, проставляется количество выборов (1, 2, 3). Если ученики выбрали друг друга, то эти два выбора обводятся кружком (взаимный выбор).
№ п/п | Кто выбирает | |||||||||||||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||||||||||||||
24. | ||||||||||||||||||||||||||||
25. | ||||||||||||||||||||||||||||
26. | ||||||||||||||||||||||||||||
27. | ||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во получ. выборов |
Социоматрица