Основные подходы к организации диагностики и контроля результатов дистанционного обучения
Результаты дистанционного обучения, как и любого другого обучения, зависят от основополагающих педагогических принципов, положенных в его основу. Интенсивно развивающаяся система дистанционных телекоммуникаций в вузах, имеет весьма скудное образовательное содержание с репродуктивной, как правило, методикой обучения.
Контроль дистанционного обучения - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. В процессе дистанционного обучения оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Студент должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.
Планомерное осуществление тестового контроля позволяет преподавателю, учебному заведению оценить степень усвоения учебного материал студентами за определенный период, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных студентов и у всей группы в целом, определить качество усвоения пройденного и соответствие уровня обученности требованием ГОС. Объективный анализ результатов тестового контроля за учебной деятельностью студентов служит для преподавателей и руководителей вузов основой определения состояния дистанционного обучения и мер, необходимых для его совершенствования. Тестовый контроль в сочетании с другими формами контроля и самоконтролем дает возможность каждому студенту видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.
Объективный, надежный и валидный тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов студентов в процессе дистанционного обучения. Каждый студент вынужден активно, мотивированно участвовать в процессе тестового контроля, так как технология научно-организованного педагогического теста не допускает невнимательного отношения испытуемых к выполнению заданий.
Объективный тестовый контроль в процессе дистанционного обучения характеризуется также и воспитательным значением, таккак он повышает ответственность за выполняемую работу не только студентов, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества. Комплексное использование тестовых форм контроля над учебной деятельностью студентов, в конечном счете, направлено на повышение качества дистанционного обучения.
К преимуществам тестовой технологии контроля результатов дистанционного обучения относятся:
- Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой каждого студента, за его личной учебной деятельностью.
- Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.
- Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.
- Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков студентов.
- Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки студентов или предвзятом отношении к некоторым из них.
- Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.
- Возможность проведения традиционного ("бумажного") и компьютеризованного (в локальной сети) тестирования.
- Возможность применения современной технологии компьютерно-адаптивного тестирования.
- Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов) теста и доставки его в различные учебные заведения.
- Учет индивидуальных особенностей специфической выборки испытуемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики разработки теста и тестовых заданий.
- Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.
- Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований ГОС ВПО.
- Дифференцированность шкалы тестовых баллов, позволяющей в широком диапазоне ранжировать уровень учебных достижений студентов.
- Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности.
- Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.
- Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи студентов в будущем.
- Высокая критериальная (текущая) валидность итоговых аттестационных тестов.
- Эффективность теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.
При правильной организации проведения тестирования и применение методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых студентов к выполнению письменных контрольных испытаний (списывание использование подсказок, шпаргалок и т.п.).
Тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех студентов, и это в известной степени достигается проведением широкомасштабного неожиданного для испытуемых тестирования [10].
Обеспечение и реализация достоинств тестовой технологии может быть выполнена только при учете требований классической и современной тестовой теории. Только на базе тестовой теории и современных методик разработки тестов можно обеспечить надежность, валидность и эффективность контроля, выполнение им своих задач в процессе обучения и итоговой аттестации студентов.
В процессе тестового контроля результатов дистанционного обучения большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности студента, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей.
Выводы по главе 1
Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
С целью классификации дистанционных университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы дистанционных систем образования: интерактивность учебного процесса; обучение как диалог; адаптивность обучения; гибкость учебного материала; «передаваемость» материала в дистанционном образовании; активность обучаемого.