Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
По мнению Б.С. Гершунского, система образования может быть представлена в виде двумерной матрицы, каждая «ячейка» которой соответствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля: вертикальная ось отражает уровень образования, а горизонтальная – профили получаемого образования.
Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания. Для каждого уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система.
Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).
К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Характер системы образования определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие.
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.
3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
5. Свобода и плюрализм в образовании.
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.
Системы образования России и зарубежных стран претерпевают серьезную и всеохватывающую перестройку, происходит реформирование имеющегося, разрабатываются и внедряются новые проекты. Модернизируются содержание образования, методы и средства обучения. Продолжающиеся интеграционные процессы в мире, такие, как создание Евросоюза, Европарламента, введение евро в качестве единой валюты, принятие различных соглашений политического и экономического характера оказывают ощутимое воздействие на систему образования.
Интеграцию в образовательном процессе необходимо оценивать с двух важнейших сторон. С одной стороны, наблюдается стремление к интеграционным процессам, постепенное добровольное устранение межгосударственных ограничений при сохранении противоречий между странами. С другой – интеграцию следует рассматривать как процесс и результат объединения компонентов содержания образования в единую дидактическую систему.
20. Понятие о содержании образования. Факторы, определяющие содержание образования. Основные концепции содержания образования
Содержание образования – это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров), основные знания, умения и навыки соответствующей области научных знаний (Т.А. Ильина), система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
«Содержание образования – это некоторая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности».
Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду. В этом определении присутствуют все элементы социального опыта, накопленного человечеством, и содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).
В Законе РФ «Об образовании» в ст. 14 обозначены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
В.С. Ледневым определены факторы, оказывающие существенное влияние на отбор структурных компонентов содержания образования. К числу таковых им отнесены:
– факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;
– определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их разделения на теоретическую и практическую части;
– содержания образования в общеобразовательной школе;
– содержания образования в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
– факторы, лежащие в основе содержания отдельных уч. курсов, практик и уч. проектов.
Современные концепции новых типов содержания образования
Параметры | Содержание образования | ||
Деятельностное (В.В. Давыдов) | Мыследеятельностное и метапредметное (Ю.В Громыко) | Личностно ориен- тированное и метапредметное (А.В.Хуторской) | |
Сущность, ценности | Развитие и саморазвитие, формирование мышления и рефлексивного сознания | Единство процессов мышления, коммуни-кации и действия на основе рефлексии | Личное творчест-во, самоизменение личного опыта |
Функции | Теоретическая, развивающая, выращивание субъекта деятельности | Порождение знаний и самого себя | Актуализация субъ-ективного образа, поиск смысла |
Единица содержания | Понятие | Способ | Личный опыт |
Структура | Система учебных задач, мыслитель-ный акт | Единство мышления, коммуникации и действия | Процедуры и этапы конструирования идеальной системы знаний |
Модель образования | Школа развиваю-щего и развиваю-щегося образования | Мыследеятельностная школа, меташкола | Школа творчества |