Демонстрационный материал для фронтальных занятий
Демонстрационный материал для фронтальных занятий
Москва «Скрипторий 2003» 2013
Методические рекомендации
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.
Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.
Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии,' явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.
В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
В данном пособии для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, картинно-графические планы рассказов. В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.
В картинно-графических планах используются следующие обозначения:
Составление рассказа и его пересказ целесообразно проводить в несколько этапов:
I. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические планы (картинки к занятиям 13,16)
1. Предложить детям рассмотреть картинку.
2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!
4. Попросить детей придумать название рассказа.
5. Предложить 2-3 детям пересказать получившийся рассказ.
II. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов (к занятию 30)
1. Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
2. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
3. Дать детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
4. Попросить детей придумать название рассказа.
5. Предложить 2-3 детям пересказать весь рассказ.
III. Пересказ рассказа цепной структуры (картинки к занятию 27)
1. Прочитать текст, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
2. Предложить детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
3. Попросить детей придумать название рассказа.
4. Предложить 2-4 детям пересказать весь рассказ.
К занятию 13. «В огороде»
1. Предложить детям рассмотреть картинку «В огороде» и ответить на вопросы:
- Что это? (Это огород.)
- Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)
- Какие овощи растут в огороде? (В огороде растут разные овощи.)
- На чем растут овощи? (Овощи растут на грядках.)
- Какие грядки вы видите в огороде? (Длинные и короткие.)
- Кто ухаживает за грядками? (Дети, огородники, юные огородники.)
- Как они ухаживают за грядками? (Они рыхлят, поливают грядки.)
- Какой лук поливает Петя? (Петя поливает зеленый лук.)
- С какой морковью Витя рыхлит грядку? (Витя рыхлит грядку с крупной сладкой морковью.)
- Что делает Вика с хрустящей белокочанной капустой? (Вика срезает и складывает в корзину хрустящую белокочанную капусту.)
- В какую корзину Вика складывает хрустящую белокочанную капусту? (Вика складывает хрустящую белокочанную капусту в большую плетеную корзину.)
- Какие заготовки из капусты и других овощей сделает мама? (Из капусты и других овощей мама сделает разные заготовки на зиму.)
2. Попросить детей послушать все предложения, которые они составили. Сделать вывод, что получился рассказ:
Это огород.
В огороде растут разные овощи.
Овощи растут на длинных и коротких грядках.
Грядки рыхлят, поливают юные огородники.
Петя поливает зеленый лук. Витя рыхлит грядку с крупной сладкой морковью. Вика срезает и складывает в большую плетеную корзину хрустящую белокочанную капусту. Из капусты и других овощей мама сделает разные заготовки на зиму.
3. Предложить детям придумать название рассказа.
4. Попросить рассмотреть картинно-графический план рассказа, уточнить используемые в нем символы.
5. Предложить пересказать рассказ по картинно-графическому плану:
1) каждое предложение;
2) начало;
3) событие (сообщение);
4) конец;
5) весь рассказ (2-3 ребенка).
К занятию 16. «Осень»
1. Предложить детям рассмотреть картинку «Осень» и ответить на вопросы:
- Какое время года наступило?
- Как греет солнце?
- Чем затянуто небо?
- Какой моросит дождь?
- Что происходит с листьями?
- Какой дует ветер?
- Что делают люди?
- Что становится короче, а что длиннее?
- Куда улетают перелетные птицы?
- К чему готовятся дикие животные?
2. Предложить детям рассмотреть картинно-графический план рассказа, уточнить используемые в нем символы. Сказать, что это шифровка рассказа об осени, и попросить расшифровать ее (пересказать рассказ по картинно-графическому плану):
1) каждое предложение;
2) весь рассказ (2-3 ребенка).
3. Предложить детям придумать название рассказа:
Наступила осень. Солнце греет слабее. Небо затянули тяжелые серые тучи. Моросит холодный мелкий дождь. Листья желтеют, краснеют и опадают. Дует холодный осенний ветер. Люди собирают урожай и делают разные заготовки на зиму. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к холодной зиме.
К занятию 30. «Предзимье»
1. Предложить детям подобрать слова-действия к словам-предметам:
Ветер - ... (дует). Листья - ... (опали). Деревья - ... (качаются). Небо - ... (хмурится). Тучи (плывут). Трава - ... (завяла, пожухла). Ель - ... (зеленеет). Насекомые - ... (уснули, спрятались). (Перелетные) птицы ... (улетают). Ягоды рябины - ... (краснеют).
2. Подобрать слова-признаки к словам-предметам:
Небо - ... (хмурое, серое, пасмурное). Листья - ... (сухие, осенние). Деревья - ... (грустные, голые). Сосны, ели -... (зеленые, нарядные, красивые). Гроздья ягод - ... (красные, спелые). Вода (холодная, чистая, прозрачная). Корочка льда - ... (тоненькая, хрупкая).
3. Рассмотреть с детьми картинки с изображением поздней осени и предложить ответить на вопросы, используя картинно-графический план, предварительно уточнив значение символов:
- Каким стало небо? (Небо стало хмурым, серым, пасмурным.)
- Какие листья опали с деревьев? (Сухие осенние листья опали с деревьев.)
- Какие стоят березы и клены? (Березы и клены стоят грустные, голые.)
- А какими остались сосны и ели? (А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми.)
- Какие ягоды краснеют на рябинах? (На рябинах краснеют спелые ягоды.)
- Что случилось с травой? (Трава пожелтела, поникла и пожухла.)
- Что происходит с водой в реке? (Вода в реке замерзает и превращается в лед.)
- Какие птицы улетели на юг? (Перелетные птицы улетели на юг.)
- К чему готовятся дикие животные? (Дикие животные готовятся к холодной зиме.) >
- Что это пришло? (Это пришла поздняя осень, предзимье.)
4. Предложить послушать рассказ «Предзимье»:
Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.
5. Предложить детям еще раз рассмотреть картинно-графический план рассказа и по нему рассказать о поздней осени, предзимье:
1) каждое предложение;
2) весь рассказ (2-3 ребенка).
6. Попросить детей придумать название рассказа.
К занятию 40. «Волки зимой»
1. Предложить детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:
- Какое время года изображено?
- Чем покрыто все кругом?
- Кто на картине? Почему их много?
- Почему волки собрались в стаю?
- Какое время суток на картине?
- Куда волки подошли? Почему?
- На кого они хотят напасть?
- Кого они схватят и что сделают?
2. Предложить послушать начало рассказа о волках, придумать, что было дальше, и пересказать весь рассказ:
Наступила холодная, снежная зима.
Трудно бегать волкам по глубокому снегу, трудно добывать себе пищу. Голодные волки собрались в стаю.
Ночью подобрались они поближе к деревне и стали дожидаться...
3. Попросить детей придумать название рассказа.
К занятию 51. «Зима»
1. Предложить детям рассмотреть картинки с изображением зимы, назвать время года и перечислить его признаки.
2. Попросить рассмотреть картинки-символы, послушать рассказ и потом по картинкам-симво- лам пересказать его:
Солнце светит, но не греет. Падает белый пушистый снег. Снег лежит на домах, на дорогах, на земле. Бывают сильные морозы. Деревья стоят в белых пуховых платках. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки. Реки покрыты толстым льдом. Дни стали короткими, а ночи длинными. Люди надели теплую зимнюю одежду и обувь. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки и хоккей. В лесу, в теплой берлоге, спит медведь, в уютной норке сопит барсук, заснул до весны ежик. В домах наряжают елки и встречают Новый год. Все это бывает зимой.
К занятию 54. Рассказ по серии картинок «Праздник вдетском саду»
1. Предложить детям ответить на вопросы и подобрать соответствующие картинки:
- Какое время года наступило?
- Какой праздник встречают в декабре?
- Что нарядили в детском саду?
- Какая елка стояла в зале?
- Что делали дети на празднике?
- Кто пришел к ребятам на праздник?
- Что принесли детям Дед Мороз и Снегурочка?
- Как было на празднике?
- Понравился ли он детям?
2. Предложить детям составить рассказ по картинкам.
3. Послушать рассказы 3-4 детей.
4. Попросить придумать название рассказа.
К занятию 87. «Весна»
1. Предложить детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:
- Какое время года наступило?
- Как вы догадались?
2. Попросить подобрать слова-действия к словам-предметам. Выставить на наборное полотно стимульные картинки.
После каждой картинки поставить 2-3 карточки с символом слова-действия. Задать вопросы:
- Солнце что делает? (Пригревает, греет, согревает...)
- Снег что делает? (Темнеет, чернеет, тает, превращается в воду...) И т.д.
3. Предложить детям по стимульным картинкам составить рассказ о весне.
Демонстрационный материал для фронтальных занятий
Москва «Скрипторий 2003» 2013
Методические рекомендации
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.
Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.
Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии,' явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.
В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
В данном пособии для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, картинно-графические планы рассказов. В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.
В картинно-графических планах используются следующие обозначения:
Составление рассказа и его пересказ целесообразно проводить в несколько этапов:
I. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические планы (картинки к занятиям 13,16)
1. Предложить детям рассмотреть картинку.
2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!
4. Попросить детей придумать название рассказа.
5. Предложить 2-3 детям пересказать получившийся рассказ.
II. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов (к занятию 30)
1. Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
2. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
3. Дать детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
4. Попросить детей придумать название рассказа.
5. Предложить 2-3 детям пересказать весь рассказ.