Лекции – диалоги по педпсихологии с применением СЛС
Рис. 1.1. Качество образовательного процесса
Рис. 1.2. Концепция качества обучения, качества подготовки специалистов в
системах общего и профессионального образования
Рис. 1.3. Гуманизация образования как личностно-развивающее, сохраняющее здоровье образование
Рис. 1.4. Компетентностная модель выпускника вуза
Рис. 1.5. Взаимосвязь ведущих конструктов компетентностного подхода
Рис. 1.6. Взаимосвязи личностных особенностей с пространственным мышлением и стилями представления и решения проблем
Таблица 1.2
Сопоставление принципов системного-психолого-педагогического
И.Ю. Соколовой и личностно-развивающего подходов Э.Ф. Зеера
№ п/п | Принципы обеспечения качества обучения, подготовки специалистов, развития и сохранения здоровья лично личности в системах общего и профессионального образования | Принципы личностно-развивающе- го профессионального образования по Э.Ф. Зееру |
1. | гуманизации образования | гуманистической направленности |
2. | образование в соответствии со склонностями личности к предметной, профессиональной деятельности | вариативности образования |
3. | развития и саморазвития личности | центрации образования на развитии и саморазвитии личности |
4. | личностно-ориентированное и совмест ное в группах-диадах и малых группах образование | сочетания автономности с коллек‑ тивными (групповыми) формами образования |
5. | обеспечение качества обучения, подготовки специалистов, развития и сохранения здоровья личности в образовательных системах | соразвития личности, образования и деятельности |
6. | реализации в образовательном процес- се психологическ. концепций обучения | |
7. | принципы здоровьесбережения, приро досообразного, культуросообр.образов. |
Рис. 1.7. Профессионализм личности и деятельности педагога
Рис. 1.8. Анализ образовательных сред
Рис. 1.9 Структура центра творчества и здоровья в техническом вузе
Рис. 2.1. Личность и ее особенности
Уровни психологической организации | Психическая организация человека: структуры душевного мира и психологического потенциала | ||||
(D)Культурная, рефлексивная психика Духовность | Воодушевление Предназначение ценности | Проницательность Сознание (Рефлексия) постижение | Интуиция Призвание Вдохновение "Творения" творчество | Мудрость Сопричастность Совесть предчувствия | поступки Одухотворённость |
(С) Социальная, вербальная психика Интеллект | Целенаправленность интересы | Сообразительность Находчивость понимание | Изобретательность "Достижения" мышление | Чутьё Солидарность предпочтения | умения Образуемость |
(В) Адаптивная, опытная психика Характер | Активность установки | Впечатлительность восприятие | "Способности" воображение | Чуткость Сочувствие привязанности | навыки Обучаемость |
(А) Инстинктивная, импульсивная психика Темперамент | Импульсивность Энергичность Сила КС. влечения | Чувствительность Лабильность Н.С. ощущения | Гибкость Динамичность Н.С. "Задатки" манипуляции | Эмоциональность Сопереживание Подвижность эмоции | силы Живучесть |
мотивация (а) | познание (b) | креативность (с) | чувства (d) | типы и функции психической активности |
П А Р Т Н Ё Р С Т В О | |||||
приспособление * стремление сохранить отношения; готовность уступить, согласиться с претензиями; замалчивание разногласий; подчёркивание общих интересов. | сотрудничество * поиск решений в ходе открытого обсуждения; откровенный анализ разногласий: инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. | ||||
компромисс * поиск средних решений, обмен уступками, интересы сторон полностью не раскрываются | |||||
* избегание отказ от ответственности за принятие решений; отрицание разногласий, конфликта; стремление выйти из ситуации не уступая, но и ненастаивая на своём. | * соперничество стремление настоять на своём, реализовать свои интересы; применение власти, давления; жёсткий подход: участники — противники, цель — победа или поражение. НАПОРИСТОСТЬ |
Рис. 2.2. Характер личности и его особенности
Рис. 2.3. Схема соотношения природного и социального в структуре
индивидуальности и личности (Э.А. Голубевой)
Рис. 2.4. Особенности и единство трех «Я» человека
Табл. 2.1
Жизненный цикл развития человека
Периоды | Стадии | Возраст | Особенности | Кризисные периоды |
I. Пренатальный период | Предзародышевая | 2 недели | Развитие оплодотворен- ной яйцеклетки | |
Зародышевая (эмбриональная) | с 3-ей неде ли до конца 2 месяца | Анатомическая и физио логическая дифферен- циация отдельных органов | ||
Стадия плода | с 3 месяцев до рождения | Развитие систем организма | ||
II.Период детства | Новорожденно-сти и младенчества | от рождения до 1 года | Кризис ново‑ рожденности и 1 года | |
раннего детства | с 1 года до 3 лет | Развитие функциона- льной независимости | Кризис 3 лет | |
Дошкольного детства | с 3 до 6 лет | Развитие личности ребенка и когнитивных процессов | ||
Младшего школьного возраста | с 6 до 11- 12 лет | Развитие интеллекту- альных умений, знаний | Кризис 7 лет | |
III.Отрочество | Подростковый (пубертатный) | с 11-12 до 14-15 | Формируется новое представление о себе | Кризис 13-14 лет |
Юношеский | с 16 до 20-23 лет | Переход к зрелости | Кризис 17-18 лет | |
IV. Зрелость | Ранняя зрелость или молодость | с 20-23 до 30-33 лет | Вступление человека в личную жизнь и профес сиональную деятельн. | Кризис 33-35 лет |
Период стабилизации | от 35 до 40-43 лет | Человек закрепляет все, чего достиг, уверен в своем профессиональ- ном мастерстве | ||
Критическое десятилетие | от 45 до 55 лет | Человек чувствует ухудшение здоровья, потерю физической формы, красоты | ||
Завершающий период зрелости | с 55 до 65 лет | Период физиологиче ского и психического равновесия | ||
Первая старость | с 65 до 75 лет | Человек переосмысли вает всю свою жизнь | ||
Преклон-ный возраст– старость | с 75 лет и более | Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и или принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, либо осознает, что жизнь прошла зря. Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий | 3 подкризиса: 1. переоценка собственного Я 2.ухудшение здоровья, старение тела и др, в результате 3.подкризиса у человека исчезает озабоченность и он может принять мысль о смерти |
Особенности возрастных этапов развития личности (нормального и аномального) отражены в приложения 3табл. 3.1, там же, раскрыты особенности развития нервной системы, физического, полового развития человека, в разные периоды жизни.
Особенности личностного и профессионального развития человека на разных этапах его жизни представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Соотношение личностного и профессионального развития в разных возрастных группах
Возрастные группы | Особенности личностного и профессионального развития |
20–28 лет | выступают признаки кризиса профессионального развития, что проявляется в снижении уровня профессиональной реализованности и удовлетворенности, а также в уменьшении психофизиологических возможностей восстановления |
29–38 лет | стремление к самореализации, самотрансценденции |
39–49 лет | этот возраст наиболее значим для развития личности и индивидуальности, но наблюдаются изменения в индивидуально-личностных характеристиках, что проявляется в снижении эмоциональной устойчивости, увеличении тревожности, беспокойства, возрастании чувства долга, снижении инициативы |
50–62 года | снижение психофизиологических резервов, а высокий профессиона- лизм и зрелость личности выступают в качестве потенциалов развития и трудоспособности. |
61–75 лет | рефлексивные свойства личности, связанные с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями и установками, выполняют функции саморегулирования и самоконтроля развития личности, способствуя сохранности одной из важнейших характеристик деятельности – трудоспособности |
Особенности самоосуществления, самореализации личности в разные возрастные периоды представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Особенности самоосуществления, самореализации личности
Возрастные периоды | Особенности самоосуществления |
20–26 лет | Стабильный период, стремление к самовыражению, которое у женщин достоверно выше, чем у мужчин |
27–33 года | На стремление к самореализации влияет уровень образования |
34–40 лет | Стабильный период, наиболее актуальной становится самотрансценденция |
56–65 лет | Отчасти стабильный период, наиболее актуальной становится самотранценденция, что у женщин достоверно выше, чем у мужчин |
2.2.1. Личностный потенциал человека и его развитие в процессе жизнедеятельности
Исследованиями психофизиологов [21] свидетельствуют о том, что природой в каждом человеке заложен потенциал «мыслителя» и «художника»– творческой личности, что связано с прижизненно формируемыми свойствами нервной системы – функциями полушарий головного мозга, на основе которых развиваются разнообразные способности человека и виды одаренности. Так, по мнению М.С. Кагана [39], в структуре личности можно выделить пять потенциалов, соотношением которых она определяется:
1)Гносеологический потенциал личности.Характеризуется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире, природном и социальном, и самопознания. Получение этой информации зависит от природного ума, образованности и практического опыта личности.
2)Аксиологический потенциал личности.Определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций – ее идеалами, жизненными целями убеждениями, устремлениями, как единстве психоло гических и идеологических моментов сознания личности и ее самосознания.
3)Творческий потенциал личности.Характеризуется полученными ею, и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действиям, к труду – созидательному и (или) разрушительному, продуктивному и репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной сфере труда.
4) Коммуникативный потенциал личности.Определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми. Содержание межличностного общения выражается в системе социальных ролей.
5)Художественный потенциал личности.Определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. «Таким образом,– резюмирует М.С. Каган, – личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, что и как она знает; что и как она ценит; что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет» [39].
Принимая во внимание мнение И.П. Павлова о том, что человек – система,
развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующая, делаем вывод о наличии у человека потенциалов саморегуляции, саморазвития, самообразования; самоактуализации.
Рис. 2.5. Модель психологического устройства интеллекта, иллюстрирующая особенности его структурной организации с точки зрения состава и строения ментального опыта субъекта
Рис. 2.6. Структура способностей
Таблица 2.6
Влияние общения на эффективность познавательных процессов
№ п/п | Наименование процесса | Влияние общения на эффективность процесса | Исследователи |
1. | Восприятие | Экспериментально доказано влияние общения на детализацию восприятия | В.М. Бехтерев (1925) |
2. | Восприятие | Повышение точности восприятия в условиях общения | В. Меде, Н.Н. Обозов [77] |
3. | Запоминание и воспроизведение | Установлено различие процессов запоминания и воспроизведения вербального матери ала в условиях изоляции и общения с другими людьми | Э. Мейман, В. Меде, |
4. | Воспроизведение текста | Больший объем дословного воспроизведения текста и более высокая точность его воспроизведения | Б.Ф. Ломов [65, с. 118] |
5. | Продуктивность произвольного запоминания | Продуктивность произвольного запоминания слов на 25 % и цифр на 26 % выше в условиях общения по сравнению с индивидуальной деятельностью | В.Ф Ведерников |
6. | Решение арифметических задач | Индивидуальное решение арифметических задач более интенсивно, качественно выше совместного | В.М. Бехтерев |
7. | Решение задач | Групповое решение задач менее эффективно, чем индивидуальное | Г. Траммсдорф, Х. Ламм (1973) |
8. | Усвоение понятий | Более высокие результаты выполнения заданий по усвоению понятий в условиях общения, оказывает различное влияние на сильных, средних и слабых учащихся, средних поднимает до сильных | В.А. Кольцова Н.Н. Обозов, В.З. Стагатеев [76] |
9. | Решение задач лабиринтн. типа | Доказано влияние общения на эффективность решение задач лабиринтного типа | Е.В. Цуканова, Н.И. Фрыгина |
10. | Решение задач лабиринт. типа | Степень влияния общения на эффективность решения задач зависит от индивидуальных стратегий партнеров в совместной деятельности | Н.Н. Обозов, Т.П. Елохина и др [76] |
11. | Решение творческих задач | Установлено, что ни один участник не решил предложенную задачу за 30 мин., тогда как при решении той же задачи группами 2-3, 4 человека,70 % групп нашло решение в пределах 30мин | Я.А. Пономарев [89] |
Рис. 2. 7. Основные особенности психических познавательных процессов (СЛС 6)
Рис. 2.8. Специфика функциональной асимметрии полушарий головного мозга (СЛС 6а)
Принципы здоровьесбережания как основание формирования культуры здоровья участников образовательного процесса
1. Принципследования основным законам развития природы,в соответствии с которыми в процессе активной жизнедеятельности человека происходит развитие его потенциальных, творческих возможностей и которые являются средством достижения целей в жизни человека. Для достижения цели организм включает функциональные системы, работающие также по единым законам, обеспечивая постоянство внутренней среды, мобилизуя все обменные процессы в нем в соответствии с поставленной задачей.
2. Принцип гармонии с окружающей средой. Опираясь на мнение А.А. Чижевского о том, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное, что космические факторы, врываясь в физические и химические процессы происходящие в планетарной оболочке, вызывают соответствующие изменения в физико-химических, физиологических отправлениях организма, отражаясь на его психическом и социальном поведении, можно предположить, что причиной заболеваний является нарушение взаимодействия человеческого организма с планетой Земля, всеми ее царствами природы, со всей Вселенной, насыщенной постоянно движущейся энергией, что болезнь следует рассматривать как нарушение потока энергии.
3. Принципгармонии телесной, душевной и духовной природы человека,в соответствии с которым болезнь можно рассматривать как подавленную жизнь Души и нереализованные в течение жизни способности человека, а здоровье – это не только постоянное поддержание равновесия души и тела, но жизнь в согласии с природой, это максимально возможное раскрытие духовности, что является самой важной жизненной задачей любого человека, и от того, насколько он выполнит эту задачу, зависит его здоровье.
4. Принциппоисковой активностиявляется основным компонентом поведения, обеспечивающим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям и, следовательно, здоровьесбережению. Низкая поисковая активность, по мнению В.С. Ротенберга [24], не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.
5. Принципаксиологический.В процессе жизнедеятельности у каждого человека формируется система ценностных ориентаций, являющихся аксиологической функцией сознания, которые определяют его поведение. Интегральной аксиологической функцией сознания является цель и смысл жизни человека. Высшие ценностные ориентиры, став осознанными, являются источником здоровья человека.
6. Принципсамоактуализации, самореализациипроявляетсявстремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию личностных возможностей и является высшей потребностью человека.
По мнению Б.Ф. Ломова, жизнь для самоактуализирующейся личности – это процесс постоянного выбора: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.
По К. Роджерсу, самоактуализация – та сила, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.
Таким образом, самоактуализация как саморазвитие и реализация собственного потенциала – это полноценная жизнь и здоровье, а недостаточная (по тем или иным причинам) самореализация неизбежно вызывает заболевания.
7. Принципсамоидентификациисвязан с соответствующей потребностью человека в самоиндентификации – сохранении самого себя, своей индивидуальности, невзирая на обстоятельства, в сохранении представления о самом себе, желании оставаться в согласии с самим собой. Эта потребность является стержнем, вокруг которого строится все поведение человека. Неудовлетворенная по каким-либо обстоятельствам потребность в самоидентификации часто может стать причиной неврозов, т. к. по мнению В.С. Ротенберга, любые невротизирующие ситуации неизбежно затрагивают глубокие пласты личности и так или иначе связаны с представлением человека о самом себе.
Все эти принципы, на наш взгляд, являются основополагающими в культуре здоровья личности, а следование им способствует сохранению здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Кроме того, эти принципы являются значимым теоретическим основанием организации образовательного процесса (как процесса обучения и воспитания), направленного на развитие личности и сохранение ее здоровья в любой образовательной системе. Так, сам человек может реализовывать в жизни первые три принципа, если у него в процессе воспитания и обучения будут сформированы соответствующего уровня сознание и мировоззрение. Другие 4 принципа могут реализовываться личностью в процессе познавательной, любой другой деятельности, если эта деятельность исследовательская, проектная, творческая.
Реализация в образовательном процессе представленных выше психолого-педагогических условий развития личности и сохранения ее здоровья может быть обеспечена при разработке и применении в процессе обучения трех групп психолого-педагогических технологий обучения – исследования, проектирования и организации учебного процесса, а также разнообразного дидактического материала, в том числе контролирующего, представленного в учебно-методических комплексах, разработанных автором и его аспирантами и соискателями [25].
Наш собственный опыт и исследования аспирантов [26, 27, 28, 29 и др.] свидетельствуют о том, что реализация этих условий в процессе обучения школьников, студентов разным предметам способствует развитию их потенциальных возможностей, интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей и сохранение здоровья в системах общего, среднего и высшего профессионального образования.
Рис.3.1.Структура учебной деятельности как деятельности взаимодействия субъектов учебного
Рис. 3.2. Организация познавательной деятельности с учетом индивидуально-психологических
особенностей учащихся
Рис 3.3. Общение, его основные функции
Рис. 3.4. Конфликты внутриличностный и межличностный, их преодоление
Рис. 3.5. Структура коллектива и его функции
Рис. 3.5. Эмоции и их особенности
Рис. 3.6. Чувства и их воспитание
Рис. 3.7. Взаимосвязь физиологических и психических функций
обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности
Рис. 3.9. Влияние свойств нервной системы на восприятие
и переработку информации учащимися
Рис. 3.8. Биологические особенности человека
Рис. 4.1. Взаимосвязь технологии обучения с подструктурами учебной деятельности
Рис. 4.2. Корреляционные связи свойств нервной системы с акцентуациями характера,
характеристиками ОСТ Русалова, типами личности Д.Голланд
Развитие мышления у студентов экспериментальных и контрольных групп
Экспериментальные группы | Контрольные группы | ||||||||
Группа | Кол-во студен | Рез-ты констат | Рез-ты формир | Раз- личия | Группа | Кол-во студен | Рез-ты констат | Рез-ты формир | Раз- личия |
Гр. 1э | 0,47 | 0,77 | 0,30 | Гр.1к | 0,58 | 0,70 | 0,12 | ||
Гр. 2э | 0,56 | 0,80 | 0,24 | Гр. 2к | 0,56 | 0,70 | 0,14 | ||
Гр. 3э | 0,47 | 0,84 | 0,37 | Гр. 3к | 0,55 | 0,72 | 0,17 | ||
Средн. | 0,50 | 0,80 | 0,30 | Средн. | 0,56 | 0,70 | 0,14 |
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ, КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
№ п/п | Этапы исследования качества обучения, качества подготовки специалистов | Показатели качества обучения школьников, качества подготовки специалистов | Измерительные средства |
1. | Диагностика уровней развития потенциала и индивидуально-психоло гических. особенностей школьников, студентов | Интеллектуальный, гностический, аксеологический, творческий, коммуникативный, художественный потенциалы, свойства нервной системы, ФСА, акцентуации харак- тера, межличностные отношения, стили мышления, самооценка, уровень притязаний, готовность к самопознанию и саморазвитию | тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты |
2. | Исследование развития личности школьника, студента в образователь ном процессе | Уровень развития научного мировоззрения, различных интеллек туальных, творческих, предметных способностей, компонентов психоло гической системы деятельности школьников, студентов а также их профессиональных способностей и профессионально-важных качеств | методики, тесты уровня развития интеллектуальных творческих, предме тных способностей школьников, сту дентов и профессио нально-важных качеств студентов |
3. | Оценка проектно-иссле- довательской деятельно- сти школьников, студентов | статьи в сборниках трудов и научных журналах, участие в грантах, научных конференциях | количество статей, докладов на конференциях |
Периодичность оценки показателей повышения качества обучения, качества подготовки специалистов
1. Оценка личностного потенциала школьников, студентов и составляющих потенциала производится соответственно при поступлении в школу, вуз.
2. Оценка уровня развития потенциальных возможностей, в том числе интеллектуальных и творческих способностей школьников, студентов проводится ежегодно в начале и конце учебного года
3. Оценка уровня развития предметных и профессиональных способностей студентов, школьников производится два раза в год, в начале и конце учебного года.
4. Оценка уровня сформированности научного мировоззрения и компонентов
психологической системы деятельности у школьников, студентов осуществляется соответственно по окончании школы, вуза.
5. Оценка проектно-исследовательской деятельности школьников, студентов осуществляется по мере выполнения этой деятельности, в конце учебного года.
Сопоставление развития интеллекта у молодых и пожилых
№ п/п | Показатели по Методике Векслера | Студенты n= 57 (25 – 30 лет) | Пожилые n = 70 (60 – 75 лет) | p | ||
М | M | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | IQ общий IQ вербальный IQ невербальный Осведомленность Понимание Арифметический Сходство Повторение чисел Словарный Кодирование Недостающие детали Кубики Последоват. картинки Сложение фигур Вербальное понимание» Пространствен. организац Оператив. память, вниман. Су общий Су вербальный Су невербальный | 116,3 121,0 108,3 13,74 13,23 13,05 13,63 10,46 13,74 10,96 12,49 13,19 10,17 9,63 54,4 22,8 34,5 22,2 18,1 23,6 | 8,61 9,43 11,85 2,11 3,10 2,19 2,26 2,34 2,34 2,64 2,57 2,87 2,79 2,94 4,20 3,11 3,87 6,34 6,11 9,65 | 116,0 121,3 104,0 2,33 14,94 10,76 13,21 8,89 12,86 6,80 9,54 9,00 7,61 6,30 53,4 15,3 26,4 33,9 24,0 29,7 | 15,88 19,23 12,54 3,00 3,18 2,93 2,84 2,34 3,00 2,17 2,01 2,51 2,76 2,34 5,61 4,16 4,98 8,94 2,77 11,70 | различия отсут. различия отсут. различия отсут. 0,002 0,002 0,001 различ. отсутст. 0, 001 различия отсут. 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 различия отсут. 0,000 0,001 0,000 0,001 0,002 |