Закон финальной реализации инновационного процесса.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
(материалы к лекциям для магистрантов)
Терминологический словарь
Педагогическая инноватика – наука,которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике (зародилась в 1980-х гг., когда возникло движение учителей – новаторов, сегодня ПИ находится в стадии становления и эмпирического поиска) [1, с. 3 ].
Педагогическая инноватика (ПИ) – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования, в связи с этим главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближений к реализуемой сущности образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен [1, с. 18 ]
Педагогическое новшество – идея, метод, средство, технология, система.
Нововведение –процесс внедрения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем.
Элементы инновационного процесса в сфере образования – создание педагогических новшеств; их внедрение и освоение; применение и распространение
Объект педагогической инноватики –процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования [1, с. 14].
Предмет педагогической инноватики –совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности [1, с. 15].
Инновации в системе образования –связаны с перестройкой, модификациейусовершенствованием, изменением системы образования.
Инновационное обучение –особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельностью нового типа учебно-образовательного процессе.
Инновационная деятельность (ИД) – комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования.
Основными функциями ИДявляются: изменение компонентов педагогического процесса, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.
Методология педагогмической инноватики –есть система знаний и видов деятельности,относящихся к основаниями структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Методология педагогики (МП) –есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность (М.А. Данилов), « …а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально – научных педагогических исследований» (В.В.Краевский).
Инновационная идея –заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего
привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ученых,
исследователей, педагогов, разработчиков, инвесторов и др. )
Инновационная программа –комбинация нескольких связанных между собою проектов. В инновационной программе проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям, ресурсам.
Педагогическая инноватика направлена на выполнение общечеловеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям, образовательный процесс всегда сопровождением внесения нового. Занимаясь изменениями в образовании, ПИтем самым выполняет функцию педагогической связи времен.
Типы задач педагогической инноватики(В.С. Лазарев):
1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения;
2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации;
3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности;
Каждая из 3-х типов задач конкретизируется для трех стадий инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств.
4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя;
5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических отношений, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования
Тенденции в сфере образования
1) Тенденции к непрерывности образования. Она вызывает потребность
структурного и содержательного обновления.
2) Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.
3) Тенденция внедрения. Применение нового принимает массовый характер.
4) Тенденция к созданию школьных воспитательных систем.
Законы педагогической инноватики(Н.Р. Юсуфбекова)
1. Закон необратимой дестабилизациипедагогической инновационной среды.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ, КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
№ п/п | Этапы исследования качества обучения, качества подготовки специалистов | Показатели качества обучения школьников, качества подготовки специалистов | Измерительные средства |
1. | Диагностика уровней развития потенциала и индивидуально-психоло гических. особенностей школьников, студентов | Интеллектуальный, гностический, аксеологический, творческий, коммуникативный, художественный потенциалы, свойства нервной системы, ФСА, акцентуации харак- тера, межличностные отношения, стили мышления, самооценка, уровень притязаний, готовность к самопознанию и саморазвитию | тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты |
2. | Исследование развития личности школьника, студента в образователь ном процессе | Уровень развития научного мировоззрения, различных интеллек туальных, творческих, предметных способностей, компонентов психоло гической системы деятельности школьников, студентов а также их профессиональных способностей и профессионально-важных качеств | методики, тесты уровня развития интеллектуальных творческих, предме тных способностей школьников, сту дентов и профессио нально-важных качеств студентов |
3. | Оценка проектно-иссле- довательской деятельно- сти школьников, студентов | статьи в сборниках трудов и научных журналах, участие в грантах, научных конференциях | количество статей, докладов на конференциях |
Периодичность оценки показателей повышения качества обучения, качества подготовки специалистов
1. Оценка личностного потенциала школьников, студентов и составляющих потенциала производится соответственно при поступлении в школу, вуз.
2. Оценка уровня развития потенциальных возможностей, в том числе интеллектуальных и творческих способностей школьников, студентов проводится ежегодно в начале и конце учебного года
3. Оценка уровня развития предметных и профессиональных способностей студентов, школьников производится два раза в год, в начале и конце учебного года.
4. Оценка уровня сформированности научного мировоззрения и компонентов
психологической системы деятельности у школьников, студентов осуществляется соответственно по окончании школы, вуза.
5. Оценка проектно-исследовательской деятельности школьников, студентов осуществляется по мере выполнения этой деятельности, в конце учебного года.
Сопоставление развития интеллекта у молодых и пожилых
№ п/п | Показатели по Методике Векслера | Студенты n= 57 (25 – 30 лет) | Пожилые n = 70 (60 – 75 лет) | p | ||
М | M | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | IQ общий IQ вербальный IQ невербальный Осведомленность Понимание Арифметический Сходство Повторение чисел Словарный Кодирование Недостающие детали Кубики Последоват. картинки Сложение фигур Вербальное понимание» Пространствен. организац Оператив. память, вниман. Су общий Су вербальный Су невербальный | 116,3 121,0 108,3 13,74 13,23 13,05 13,63 10,46 13,74 10,96 12,49 13,19 10,17 9,63 54,4 22,8 34,5 22,2 18,1 23,6 | 8,61 9,43 11,85 2,11 3,10 2,19 2,26 2,34 2,34 2,64 2,57 2,87 2,79 2,94 4,20 3,11 3,87 6,34 6,11 9,65 | 116,0 121,3 104,0 2,33 14,94 10,76 13,21 8,89 12,86 6,80 9,54 9,00 7,61 6,30 53,4 15,3 26,4 33,9 24,0 29,7 | 15,88 19,23 12,54 3,00 3,18 2,93 2,84 2,34 3,00 2,17 2,01 2,51 2,76 2,34 5,61 4,16 4,98 8,94 2,77 11,70 | различия отсут. различия отсут. различия отсут. 0,002 0,002 0,001 различ. отсутст. 0, 001 различия отсут. 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 различия отсут. 0,000 0,001 0,000 0,001 0,002 |
Приложение 2
Структурно-логические схемы по 2-м техническим дисциплинам
На рис. 2.1 – 2.5 представлены структурно-логические схемы (СЛС) по разным темам дисциплины «Насосы, вентиляторы, компрессоры»:
Рис. 2.1. (СЛС 1) – Классификация гидравлических машин, перемещающих жидкости и газы – насосов, вентиляторов, компрессоров (КВН);
Рис. 2.2.(СЛС 5) – Аэродинамика потока, перемещающегося через лопастное колесо центробежной и осевой машины;
Рис. 2.3. (СЛС 7) – Потери энергии в лопастной машине (насосах, вентиляторах)– гидравлические, объемные, механические;
Рис.2.4. (СЛС 9) – Совместная работа машин (насосов, вентиляторов) на сеть;
Рис. 2.5. (СЛС 16)– Турбокомпрессоры (центробежные и осевые), их особенности.
На рис. 4.6 – 4.10 представлены схемы по разным темам, дисциплины «Гидромеханика-гидравлика»
Рис. 4.6. (СЛС 2)– Кинематика потоков, уравнение неразрывности – расхода;
Рис. 4.7. (СЛС 3) – Напряжения в потоке вязкой жидкости;
Рис. 4.8. (СЛС 5.б) – Законы движения одномерного потока;
Рис. 4.9. (СЛС 9) – Режимы движения жидкости;
Рис. 4.10. (СЛС 14) – Взаимодействие потока с твердым телом.
Рис.2.1. (СЛС 1) – Классификация гидравлических машин, перемещающих жидкости и газы – насосов,
вентиляторов, компрессоров (КВН)
Рис.2.2.(СЛС 5) – Аэродинамика потока, перемещающегося через лопастное колесо центробежной и осевой машины
Рис. 2.3. (СЛС 7) – Потери энергии в лопастной машине (насосах, вентиляторах)– гидравлические, объемные, механические
Рис. 2.4. (СЛС 9) – Совместная работа машин (насосов, вентиляторов) на сеть
Рис. 2.5. (СЛС 16)– Турбокомпрессоры (центробежные и осевые), их особенности
Рис. 2.6. (СЛС 2)– Кинематика потоков, уравнение неразрывности – расхода
Рис. 2.7. (СЛС 3) – Напряжения в потоке вязкой жидкости
Рис. 2.8. (СЛС 5.б) – Законы движения одномерного потока
Рис. 2.9. (СЛС 9) – Режимы движения жидкости
Рис.24.10. (СЛС 14) – Взаимодействие потока с твердым телом
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
(материалы к лекциям для магистрантов)
Терминологический словарь
Педагогическая инноватика – наука,которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике (зародилась в 1980-х гг., когда возникло движение учителей – новаторов, сегодня ПИ находится в стадии становления и эмпирического поиска) [1, с. 3 ].
Педагогическая инноватика (ПИ) – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования, в связи с этим главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближений к реализуемой сущности образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен [1, с. 18 ]
Педагогическое новшество – идея, метод, средство, технология, система.
Нововведение –процесс внедрения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем.
Элементы инновационного процесса в сфере образования – создание педагогических новшеств; их внедрение и освоение; применение и распространение
Объект педагогической инноватики –процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования [1, с. 14].
Предмет педагогической инноватики –совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности [1, с. 15].
Инновации в системе образования –связаны с перестройкой, модификациейусовершенствованием, изменением системы образования.
Инновационное обучение –особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельностью нового типа учебно-образовательного процессе.
Инновационная деятельность (ИД) – комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования.
Основными функциями ИДявляются: изменение компонентов педагогического процесса, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.
Методология педагогмической инноватики –есть система знаний и видов деятельности,относящихся к основаниями структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Методология педагогики (МП) –есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность (М.А. Данилов), « …а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально – научных педагогических исследований» (В.В.Краевский).
Инновационная идея –заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего
привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ученых,
исследователей, педагогов, разработчиков, инвесторов и др. )
Инновационная программа –комбинация нескольких связанных между собою проектов. В инновационной программе проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям, ресурсам.
Педагогическая инноватика направлена на выполнение общечеловеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям, образовательный процесс всегда сопровождением внесения нового. Занимаясь изменениями в образовании, ПИтем самым выполняет функцию педагогической связи времен.
Типы задач педагогической инноватики(В.С. Лазарев):
1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения;
2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации;
3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности;
Каждая из 3-х типов задач конкретизируется для трех стадий инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств.
4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя;
5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических отношений, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования
Тенденции в сфере образования
1) Тенденции к непрерывности образования. Она вызывает потребность
структурного и содержательного обновления.
2) Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.
3) Тенденция внедрения. Применение нового принимает массовый характер.
4) Тенденция к созданию школьных воспитательных систем.
Законы педагогической инноватики(Н.Р. Юсуфбекова)
1. Закон необратимой дестабилизациипедагогической инновационной среды.
Закон финальной реализации инновационного процесса.