Основные критерии технологичности
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:
1. Концептуальность (научность) - каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, содержащую философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование реализации педагогических идей.
2. Системность - любая педагогическая технология должна обладать признаками системы: логика процесса; взаимосвязь всех систем процесса; целостность процесса.
3. Структурированность – в технологии должна прослеживаться иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, вариативность.
3. Управляемость – предполагает возможность:
· целеполагания;
· планирования;
· проектирования процесса обучения;
· поэтапной диагностики;
· варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
1. Воспроизводимость - подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
2. Эффективность:возможность существования технологии в конкурентных условиях, гарантированность достижения определенного стандарта обучения, оптимальность по результатам и по затратам.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной:
1. Концептуальный аспект рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
Идеи философии |
2. Содержательный аспект образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
3. Процессуальный аспект. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных технологических элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Описывается программно-методическое обеспечение, удовлетворяющее требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
4. Критериально-оценочный аспект. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.
Итак, структура педагогической технологии состоит
Критериально-оценочный аспект |
2. Классификация педагогических технологий
Классификация педагогических технологий выступает в качестве важнейшей исследовательской задачи теории педагогических систем.
Попытка создания такой классификации была сделана Г.К. Селевко.
Г. К. Селевко за основу классификации педагогических технологий берет следующие параметры:
1) уровень применения;
2) философская основа;
3) методологический подход;
4) ведущий фактор развития личности;
5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;
6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида;
7) характер содержания и структуры;
8) основной вид социально-педагогической деятельности;
9) тип управления учебно-воспитательным процессом;
10) преобладающие методы и способы;
11) организационные формы;
12) средства обучения;
13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
14) направления модернизации;
15) категория педагогических объектов.