Учебно-методический комплекс (УМК): понятие и сущность. Особенности составления.

Учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМК) – это совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине.

Целями учебно-методического комплекса дисциплины являются:

- систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства;

- улучшение ее методического обеспечения;

- повышение эффективности и качества занятий;

- внедрение активных методов обучения;

- оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;

- правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;

- оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.

УМК разрабатывается на основе утвержденных в установленном порядке Государственных образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ учебных дисциплин, а также нормативных документов Министерства науки и образования РФ по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

УМКД разрабатывается преподавателем, обеспечивающим преподавание дисциплины.

Учебно-методический комплекс составляется на каждую дисциплину согласно учебному плану основной образовательной программы. На одну и ту же дисциплину для разных направлений и специальностей подготовки, а также для очной и заочной форм обучения, составляются разные УМК.

При составлении учебно-методического комплекса преподаватель руководствуется следующим порядком документов: (показать на УМК по определенному предмету)

- Титульный лист с указанием факультета (института), на котором преподается дисциплина, кафедры, на которой разработана дисциплина, шифр и название дисциплины в соответствии с учебным планом, шифр и название специальности (направления) в соответствии с ГОС.

- Выписка из ГОС требований к усвоению основных дидактических единиц с указанием № и даты утверждения стандарта.

I модуль

- Программа дисциплины, рассмотренная на заседании кафедры, согласованная с председателем учебно-методической комиссии и утвержденная деканом факультета (института) не позднее 1 сентября каждого учебного года.

II модуль

- Методические материалы для преподавателей и студентов, обеспечивающие преподавание и изучение дисциплины, включающие

1) конспекты лекций,

2) методические указания и рекомендации

· к проведению семинарских занятий,

· выполнению лабораторных и практических работ,

· организации самостоятельной работы студентов по дисциплине,

· организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине,

· выполнению контрольных работ для заочных форм обучения и др.

- Материалы, обеспечивающие организацию процесса обучения дисциплине, включающие календарно-тематическое планирование лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий, план-график выполнения СРС и др.

III модуль

- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля, включающие требования к экзамену и/или зачету, критерии оценки знаний студентов, экзаменационные билеты, утвержденные зав кафедрой, тестовые материалы, АПИМы, задания для контрольных работ и др., график проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Учебно-методический комплекс и его компоненты подлежат систематическому обновлению.

Доступ к УМК имеют лица, заинтересованные в преподавании и изучении дисциплины. Студенты имеют доступ к УМК за исключением материалов для проведения промежуточного и итогового контроля (экзаменационные билеты, тесты, АМПИМы, тексты контрольных работ).

4. Учебник и требования к его оформлению. Анализ учебника.

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. К видам учебной литературы относятся учебники, учебно-методические пособия.

Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник,

Учебник - жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету.

Современному учебнику присущи следующие функции;

· информационная;

· систематизирующая;

· интегрирующая;

· координирующая

Все эти функции определяют наличие в учебнике не только пред­метного, но и методического содержания. Предметное содержание, являясь источником информации, реализуется в учебнике в виде текстов и ил­люстраций. Методическое содержание учебника включает дидактический и справочно-ориентировочный компоненты. К дидактическому компоненту, нацеленному на организацию усвоения материала учебника, относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таб­лицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним. Справочно-ориентировочный компонент, обеспечивающий ориентацию учащегося в содержании и структуре учебника, реализуется в нем через предисловие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию.

Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидакти­ческой системе, базирующейся на определенной теории обучения. На ос­нове известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:

· конвенциональный, соответствующий установившимся традициям классической педагогики и имеющий энциклопедический или моногра­фический характер;

· программированный, основанный на автоматизации обучения по схеме «стимул — реакция» и выступающий в виде линейной или разветв­ленной программы;

· проблемный, построенный на теории проблемного обучения и включающий главным образом учебные вопросы, которые подлежат раз­решению научными способами;

· комбинированный, включающий отдельные элементы других мо­делей.

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.

К учебникам предъявляются следующие требования: соответствие действующей учебной программе, связь содержания с жизнью, практикой; систематичность и последовательность изложения материала, строгая на­учность изложения, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, оптимальность объема, реализация идеи обучения посредством постановки проблем, простота языка и доступность, достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем, хорошее внешнее оформление.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолепгический (балльный) и метод структурно-функционального анализаэ

Органолептический метод анализа является более простым и доста­точно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

· возможности рекомендации учебника в качестве основного для са­мостоятельной работы учащихся;

· глубины и качества изложения материала в различных темах учеб­ника;

· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополни­тельного материала;

· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и от­дельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление шина изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.

В качестве основных дидактических требований, на соответствие кото­рым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей уча­щихся систематичность и последовательность изложения материала, доста­точное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность оформления, четкость рубрикации учебника.

12.Методика профессионального обучения как наука и учебная дисциплина. Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология.

Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя и мастера производственного обучения, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.

Какой педагог становится любимым у своих учеников? Этот вопрос постоянно задается студентам университета и учащимся профессионально технических училищ. И все они на первое место среди качеств, которыми должен обладать педагог, ставят знание своего предмета. Однако высшее образование не обеспечивает полной системы профессиональных знаний по всем профессиям. Известны случаи, когда студенты на педагогической практике затрудняются проводить занятия по специальным дисциплинам. Отсюда огромный спрос молодых педагогов на методические разработки, в которых не дается методическая система обеспечения фор­мирования новых знаний, а раскрывается готовое содержание учебного материала.

Очевидно, проблема состоит не в том, чтобы педагоги профессио­нального обучения изучили содержание всех технических дисциплин, включенных в учебные планы профессиональных училищ, а в том, чтобы научить работать с учебным материалом, приемам и методам формирования технических знаний и профессиональных умений и навыков.

Часто в различных учебных заведениях возникает и такая ситуация. В профессиональное училище пришел специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений. Будет ли обеспечена плодотворная работа учащихся на уроке? Не всегда. Для организации учебного процесса нужно хорошо знать не только учебный предмет, но и закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности учащихся. Соединение знания предмета со знаниями процесса обучения не происходит автоматически. Сколько хороших инженеров, мастеров производства уходят из профессиональных учебных заведений из-за того, что не смогли организовать учебный процесс по предмету.

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно0терминологического аппарата, методы изучения практики работы студентов.

Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в каком-либо учебном заведении. Например, если речь идет о методике обучения методического познания является процесс обучения электротехнике, т.е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения- объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем отличие от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающий деятельности педагога-предметника и методической деятельности педагога-методиста. Предметом деятельности педагога – предметника является организация процесса обучения по предмету. Условно это можно показать следующей схемой (рис. 1).

Данная структура отражает сущность процесса обучения. Преподаватель-предметники организует когнитивную (учебную) деятельность учащихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами обучающей деятельности является обученный учащиеся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности.

содержание
учение
Методы обучения
преподавание

Рис.1 Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения

Преподаватель-методист организует взаимодействие деятельностей преподавателя и учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие канал, по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.

В центре внимания педагогики находятся диалектическое единство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умении учащихся?

Что же является предметом познания методики профессионального обучения? Предмет познания методики профессионального обучения -это самостоятельная относительная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся предметными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету – прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины. По нашему мнению (мы рассматривали этот вопрос в вводной части), знание предмета - это лишь один из факторов реализации методики обучения. Более точное разъясне­ние кроется в рассмотрении объектов познания технических наук и мето­дики обучения. Объектами познания технических наук являются техниче­ские устройства и системы. Методика профессионального обучения не за­нимается техническими устройствами, не формирует методы их исследо­вания. Объект ее познания - общественный процесс обучения и воспитания, учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессионального обучения — закономерности методической деятельности инженера-педагога по разработке специальных средств обучения.

Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология

Немаловажную роль в развитии практики методической работы педа­гога и особенно ее теоретического осмысления, обоснования играет система понятий и соотносимых с ними терминов. Понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Термин - это слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие.

Как и в любой науке, в методике профессионального обучения ее основные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету и в то же время показателем уровня ее развития. Опираясь на обобщенный опыт развития методики профессионального обучения, научное знание формируется в понятиях, в определении этих понятий по законам логики. Построение научного знания всегда начинается с введения строгих и точных определений.

При упорядочении понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения может быть предложено несколько осно­ваний для классификации. Мы рассмотрим классификации источникам формирования. Здесь выделяются три группы понятие и терминов (рис. 2).

Дидактико -методические понятия (1-я группа)

Источники формирования Методике -технические понятия (2-я группа)

Методические понятия (3-я группа)

Рис. 2. Классификация методических понятий

Дидактико-методические понятия. К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии пар. Понятия и термины, взятые методикой из преподаваемой науки, т.е. из технических наук, а также из смежных с ними - физики, математики, образуют вторую группу - методико-технические понятия. К третьей группе понятий относятся собственно методические понятия и термины. Дидактико-методические понятия используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету, например, в дидактике — цели обучения, развиваю­щее обучение, в методике— цели обучения электротехнике, развитие технического мышления.

Методико-технические понятия. Приведем примеры дидактико-методических понятий: формирование к технического мировоззрения учащихся; наглядность в обучении технической механики; знания учащихся по специальной технологии; содержание предмета по электротехнике и т. д. Вторую группу образуют методико-технические или технико-методические, понятия, опирающиеся на техническую терминологию. Ее составляют понятия и термины преподаваемой науки- техники. Они определяют названия объектов изучения, т. е. разделов, тем или подтем уроков, или названия технических и технологических явлений, процессов, которые не входят в круг усвоения учащихся, но необходимы для решения научно-методических задач и развития методики профессионально-10 обучения. В данную группу понятие «электрическая цепь переменного тока» входит не в качестве объекта исследования технической теории, а как методико-техническое понятие- объект познания учащимися, часть содержания учебного материала. Их содержание в методическом употреблении существенно отличается от технического употребления. Термины в методическом употреблении нередко упрощаются ради повышения доступности и варьируются в зависимости от уровня подготовки учащихся. При раскрытии содержания методико-технических понятий указывается на не­обходимость отбора учебного материала и типичные методы изучения данного содержания.

Методические понятия. Данные понятия подразделяются на 4 подгруппы:

1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок производственного обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение электротехнике» (дидактико-методическое понятие), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение анализу параметров электрических цепей» (методические понятия).

2. Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам. В отличие от первой подгруппы, эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемствен­ных связей. К ним относятся: «технический диктант», «описание схемы соединения элементов в электрических цепях», «построение эпюр», «построение векторных диаграмм» и т. д.

Одни термины возникли в результате становления методической практики, например, «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т. д.

3. Названия различных средств обучения техническим предметам (сюда входят названия различных демонстрационных устройств и меха­низмов, печатных изданий, используемых в процессе обучения), напри­мер: «электромонтажная мастерская», «кабинет специальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимизации» и т. д.

4. Понятия и термины из истории методики профессионального обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое количество понятий, уже не употребляемых в повседневной практике обучения; «русская система производственного обучения», «ручной метод обработки материалов» и т.д.

В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих терминов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструкционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профессиональных знаний и умений.

13.Содержание профессионального обучения (теоретическое и производственное обучение).

14.Общая характеристика профессии мастера профессионального обучения. Профессиональная деятельность специалиста. Структура трудового процесса.

15.Сущность методического анализа в профессиональном обучении. Структура методического анализа учебного материала.

Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требу анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а та же переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку.

Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема), которая воплощена в тексте учебника, речи учите и других средствах обучения (задачник, диафильм, кинофильм и пр [13, с. 40].

Функциями методического анализа учебного материала составляет выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащих новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по падению новой системой понятий и способов деятельности.

Цель методического анализа учебного материала состоит в том чтобы определить приемы, способы и формы репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимися.

Объектом методического анализа учебного материала являются содержание учебной информации, методы, методики и технологии обучения.

Предметом методического анализа являются приемы, методы редуцирования и представления содержания учебного материала суча психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию усвоению учебной информации.

Под методическим анализом учебного материала технических дисциплин следует понимать мыследеятельность преподавателя появлению понятийного состава, структуры и логики, учетного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.

Продуктом методического анализа учебного материала является дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал, представленный, например, в форме опорного конспекта, рабочего листа, рабочей тетради, метаплана, алгоритма, инструкционной карты, тестов, схемы, плаката и т. д.

Наши рекомендации