Изучение основ организации работы педагога-психолога

Изучение проводится по следующим параметрам:

ü Функциональные обязанности педагога-психолога.

ü Основные направления деятельности педагога-психолога.

ü Нормативные документы педагога-психолога.

ü Круг профессионального взаимодействия педагога-психолога в данном учреждении (структура).

ü Профессиональное взаимодействие педагога-психолога за пределами учреждения.

ü Знакомство с формами и методами работы педагога-психолога в данном учреждении.

ü Выделение специфики работы учреждения.

ü Определение конкретного практического значения и функций СППС в учреждении.

Приложение 13

Схемы для проведения наблюдения за познавательными процессами и личностными особенностями человека

Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Студент-практикант ведет дневник наблюдения за учеником и классным коллективом, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляются психолого-педагогические характеристики. Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение практиканту необходимо использовать разнообразные методы. К ним относятся:

Ø Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т.д.; с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку; с классным руководителем, куратором и др. учителями; с его родителями.

Ø Метод наблюдения за проявлениями познавательной сферы и личностным характеристиками.

Ø Документальный метод (ознакомление с классным журналом, планом воспитательной работы и пр.).

Характеристики должны носить не описательный, а аргументированный характер. В них не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых. Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика.

Написать характеристику – это значит:

а) установить внутреннюю связь и зависимость особенностей личности ученика от условий жизни и воспитания ребенка;

б) показать, как они проявляются в поведении школьника;

в) выделить ведущие, т.е. главные и наиболее устойчивые особенности;

г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником и классом.

Психолого-педагогическую характеристику личности учащегося необходимо давать на фоне классного коллектива, в сравнении с другими учениками класса. В характеристике важно показать не только уровень развития данного учащегося, но и то место, которое он занимает среди своих одноклассников, то, как он субъективно переживает свое положение в коллективе. Это поможет определить такие, например, особенности личности ученика, которые связаны с самосознанием, самооценкой, уровнем притязаний.

Основные этапы работы над характеристикой

1. Выбор объекта и сбор фактического материала с использованием разнообразных методов психолого-педагогического исследования.

2. Систематическое ведение «Дневника наблюдений», в котором должен быть намечен план изучения ученика и классного коллектива.

3. При составлении и написании характеристик необходимо учесть следующее:

а) не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами;

б) не допускать схематизма: не изображать ученика и классный коллектив исключительно положительными либо исключительно отрицательными;

в) характеристики должны включать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов.

Психолого-педагогические характеристики оформляются отдельно и обязательно содержат: текст характеристик, приложения (дневники наблюдения).

Содержание:

Тема 1: Наблюдение за сравнением учебных и познавательных мотивов

Тема 2: Наблюдение за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке

Тема 3: Наблюдение за умственной самостоятельностью школьников

Наши рекомендации