Памятка по созданию учебных проектов
Учебный проект – это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Цели использования учебного проектирования:
· способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использовании знаний на практике;
· развивать исследовательские умения;
· развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
В учебном проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности:
· познавательной,
· коммуникативной,
· просветительской,
· преобразовательной,
· ценностно-ориентационной.
Учебные проекты могут:
· иметь специфические особенности для сфер учебных дисциплин: общеобразовательногоцикла, общепрофессионального цикла и профессионального цикла.
· иметь междисциплинарные общие черты;
· быть управляемыми преподавателем и полностью самостоятельными;
· характеризоваться объективной новизной результатов или просто открывать неизвестное только для определенной группы обучающихся;
· не ограничиваться рамками учебного процесса, а иметь личностную и социальную перспективу;
· быть продуктивными для общества с точки зрения решения его проблем, или подготовки умных молодых людей, воспитания неравнодушных и ищущих, творческих людей.
Учебные проекты чаще всего подразделяют на индивидуальные и групповые, которые имеют ряд своих преимуществ:
Табл. 1.
Индивидуальный проект | Групповой проект |
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; - у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; - обучающийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; - формирование у обучающегося важнейших общих компетенций (исследовательских, оценочных презентационных) оказывается вполне управляемым процессом. | - в проектной группе формируются навыки сотрудничества; - проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; - на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь и т.д.; - в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. |
Основные требования к учебному проекту:
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой или лично значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: обучающимся по специальности Технология текстильных изделий, руководство техникума заказывает проектной группе дизайн оформления единой формы для обучающихся.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа обучающихся как обязательная часть каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику и (или) общественности (или преподавателю, если проект касается учебной дисциплины) готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Табл.2 Этапы работы над проектом:
Проблема проекта | «Почему?» | Актуализация проблемы - мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» мы делаем проект | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» для этого мы делаем | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» мы это можем делать | Выбор способа и методов, планирование |
Результат | «Что получится?» каково решение проблемы | Ожидаемый результат |
Приведем небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
- Учебная расширенная презентация определенной темы по учебной дисциплине (например: «Исторический портрет: общественные деятели XIX века»),
- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: макет оформления актового зала к Новому году, экологический уголок в кабинете),
- Рекламный буклет (например: для профориентационной работы),
- Сценарий телепередачи/радиопередачи (например: «Как питаться, чтобы быть умным и здоровым»),
- Сценарий занятия кружка/факультатива по определенной малоизученной теме,
- Сценарий внеклассного мероприятия (например: «Портрет нашего поколения», телемост «Спортивные достижения городов побратимов»),
- Тематическая экскурсия в краеведческом музее города,
- Анализ данных социологического опроса с выводами,
- Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»,
- Видеофильм (например: «Моя профессия», «Наши таланты»),
- Тематическая выставка (например: поделки из овощей «Дары осени»),
- Тематическая газета,
- Проект действующей, будущей фирмы (бизнес-план),
- Фантастический проект (например: «Сварочные технологии будущего», «Спортивная площадка техникума», «Ресторан моей мечты»),
- Игра (сценарий общешкольной игры, интеллектуального марафона и т.д.),
- WEB-сайт (техникума, группы, отдельного человека, фирмы, города),
- Коллекция (биологическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…),
- Разработка линии трикотажных изделий (показ собственной линии или показ театрального костюма),
- Модель изобретения, аппарата, математическая модель, компьютерная модель),
- Музыкальное или литературное произведение (собственного сочинения),
- Мультимедийный продукт (например, к интегрированному уроку «Минералы в химии и географии»),
- Оформление кабинета (например, проект стендов),
- Постановка (спектакль, сценарий праздника),
- Прогноз развития ситуации (например, экологической),
- Система самоуправления в техникуме (общественная модель, прогноз),
- Сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.),
- Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное) в помощь преподавателю, в помощь обучающимся,
- Дневник путешествий,
- Словарь, глоссарий (по определенной теме),
- Главы из учебника будущего,
- Экологические программы мониторинга «……» объекта,
- Сборник научно-фантастических сочинений,
- Коллекция интересных геометрических фигур.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4