Памятка по созданию учебных проектов

Учебный проект – это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Цели использования учебного проектирования:

· способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использовании знаний на практике;

· развивать исследовательские умения;

· развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

В учебном проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности:

· познавательной,

· коммуникативной,

· просветительской,

· преобразовательной,

· ценностно-ориентационной.

Учебные проекты могут:

· иметь специфические особенности для сфер учебных дисциплин: общеобразовательногоцикла, общепрофессионального цикла и профессионального цикла.

· иметь междисциплинарные общие черты;

· быть управляемыми преподавателем и полностью самостоятельными;

· характеризоваться объективной новизной результатов или просто открывать неизвестное только для определенной группы обучающихся;

· не ограничиваться рамками учебного процесса, а иметь личностную и социальную перспективу;

· быть продуктивными для общества с точки зрения решения его проблем, или подготовки умных молодых людей, воспитания неравнодушных и ищущих, творческих людей.

Учебные проекты чаще всего подразделяют на индивидуальные и групповые, которые имеют ряд своих преимуществ:

Табл. 1.

Индивидуальный проект Групповой проект
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; - у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; - обучающийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; - формирование у обучающегося важнейших общих компетенций (исследовательских, оценочных презентационных) оказывается вполне управляемым процессом. - в проектной группе формируются навыки сотрудничества; - проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; - на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь и т.д.; - в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.


Основные требования к учебному проекту:

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой или лично значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: обучающимся по специальности Технология текстильных изделий, руководство техникума заказывает проектной группе дизайн оформления единой формы для обучающихся.

Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа обучающихся как обязательная часть каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и (или) общественности (или преподавателю, если проект касается учебной дисциплины) готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Табл.2 Этапы работы над проектом:

Проблема проекта «Почему?» Актуализация проблемы - мотивация
Цель проекта «Зачем?» мы делаем проект Целеполагание
Задачи проекта «Что?» для этого мы делаем Постановка задач
Методы и способы «Как?» мы это можем делать Выбор способа и методов, планирование
Результат «Что получится?» каково решение проблемы Ожидаемый результат

Приведем небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:

- Учебная расширенная презентация определенной темы по учебной дисциплине (например: «Исторический портрет: общественные деятели XIX века»),

- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: макет оформления актового зала к Новому году, экологический уголок в кабинете),

- Рекламный буклет (например: для профориентационной работы),

- Сценарий телепередачи/радиопередачи (например: «Как питаться, чтобы быть умным и здоровым»),

- Сценарий занятия кружка/факультатива по определенной малоизученной теме,

- Сценарий внеклассного мероприятия (например: «Портрет нашего поколения», телемост «Спортивные достижения городов побратимов»),

- Тематическая экскурсия в краеведческом музее города,

- Анализ данных социологического опроса с выводами,

- Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»,

- Видеофильм (например: «Моя профессия», «Наши таланты»),

- Тематическая выставка (например: поделки из овощей «Дары осени»),

- Тематическая газета,

- Проект действующей, будущей фирмы (бизнес-план),

- Фантастический проект (например: «Сварочные технологии будущего», «Спортивная площадка техникума», «Ресторан моей мечты»),

- Игра (сценарий общешкольной игры, интеллектуального марафона и т.д.),

- WEB-сайт (техникума, группы, отдельного человека, фирмы, города),

- Коллекция (биологическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…),

- Разработка линии трикотажных изделий (показ собственной линии или показ театрального костюма),

- Модель изобретения, аппарата, математическая модель, компьютерная модель),

- Музыкальное или литературное произведение (собственного сочинения),

- Мультимедийный продукт (например, к интегрированному уроку «Минералы в химии и географии»),

- Оформление кабинета (например, проект стендов),

- Постановка (спектакль, сценарий праздника),

- Прогноз развития ситуации (например, экологической),

- Система самоуправления в техникуме (общественная модель, прогноз),

- Сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.),

- Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное) в помощь преподавателю, в помощь обучающимся,

- Дневник путешествий,

- Словарь, глоссарий (по определенной теме),

- Главы из учебника будущего,

- Экологические программы мониторинга «……» объекта,

- Сборник научно-фантастических сочинений,

- Коллекция интересных геометрических фигур.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Памятка по созданию учебных проектов - student2.ru


Наши рекомендации