Личностные результаты – это готовность и способность учащихся
· к саморазвитию и личностному самоопределению,
· сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,
· способность ставить цели и строить жизненные планы,
· способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Личностные результаты
Основным показателем оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий на каждом этапе образования:
сформированность основ гражданской идентичности личности;
готовность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования на этапе основного общего образования, готовность к дальнейшему профессиональному образованию и успешной трудовой самореализации на этапе среднего общего образования;
сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
Внутренний мониторинг личностных образовательных достижений учащихся в МАОУ «БСШ №2» проводится по следующим направлениям:
· соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательной организации и закрепленных в Правилах внутреннего распорядка для учащихся;
· участие в общественной жизни образовательной организации и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
· прилежание и ответственность за результаты обучения;
· готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления предпрофильного образования на этапе основного общего образования;
· проектирование индивидуального учебного плана на каждом этапе образования;
· ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Методом оценки личностных результатов учащихся в образовательной программе являются диагностики:
· выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения (самоопределение и смыслообразование);
· выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника;
· выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности (самооценка);
· определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника;
· выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности (мотивация);
· выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности;
· выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (нравственно-этическая ориентация);
Вторым методом оценки личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.
Критерии | Показатели | Технологии, методики, приемы |
1. Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы 2.Развитость познавательных интересов 3. Способность к проведению научного поиска | Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Школьный тест умственного развития (ШТУР) Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные УУД). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД). |
2. Уровень воспитанности, нравственная развитость | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащихся | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика «Выявление уровня воспитанности» (разработана Н.П. Капустиной). |
3. Коммуникативная развитость | Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | «Я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение. «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов) |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству | Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение |
5. Уровень здоровья, сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни, навыка организации досуга. | 1.Соматическое здоровье. 2. Физическое здоровье. | Медосмотр Ценностные ориентации личности. Методика «Что важнее?» |
Метапредметные результаты
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах предметных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
· способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
· способность к сотрудничеству и коммуникации;
· способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
· способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
· способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения комплексных проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) фиксируются и анализируются в соответствии с разработанными МАОУ «БСШ №2»:
а) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
б) системой оценки по предметам;
в) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений).
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
· входная диагностика;
· текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
· промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
· текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образования, а именно: регулятивных, коммуникативных, познавательных, с учетом оценки результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
· текущий контроль, проверочная работа (как правило, тематическая) по всем
· предметам, например, определение уровня сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации;
· промежуточная аттестация, оценка качества усвоения учащимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретного учебного предмета по окончании его изучения по итогам учебного периода (четверть, полугодие, год) по результатам проверки (проверок);
· итоговая аттестация, оценка знаний выпускников по данному предмету (дисциплине) по завершении каждого уровня образования – основного начального, основного общего, среднего общего;
· публичная защита итогового индивидуального проекта.
Важным аспектом для оценки динамики формирования и оценки уровня сформированности метапредметных результатов является (понятийный, диалоговый, итогово-аналитический):
входная диагностика (нулевой срез);
текущая диагностика выполнения учебных исследований и учебных проектов (промежуточные срезы);
диагностика выполнения промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
текущая диагностика выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции: способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защита итогового индивидуального проекта по предметным областям.