Чередование сочетаний звуков
Состав слова
1. Морфемика (от греч. «морфе» – форма) – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
2. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний.
- Морфемы – это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка.
- Каждая морфема имеет свое значение.
Например: подводник.
Данное имя существительное состоит из 4 морфем:
-вод- – корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
под- – приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо;
-ник – суффикс, указывает на человека по роду деятельности.
□ – нулевое окончание, имеет грамматическое значение: указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
3. Для разных морфем есть свои условные значки:
– корень;
– приставка;
– суффикс;
– окончание.
Корень слова
1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.
Вода, водный, подводный, подводник, надводный, наводнение, паводок и др.
- Корень может состоять из нескольких звуков (идёт) или из одного звука (пойти).
2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Водопровод, вечнозелёный, бело-сине-красный.
- В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3. В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вода, подводный – водить, проводник; сыр, сырок, сырный – сырой, отсыреть, сырость.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование гласных
Гласные | Примеры |
О – е | Возить – везти, носить – нести, пою – петь. |
О – а | Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать. |
О – ы, е – и | Вой – выть, шей – шить. |
О – е – и | Сбор – соберу – собирать. |
О – ы – у | Сохнуть – заcыхать – сухой. |
О/е – «ноль» звука (беглые гласные) | Рот – рта, день – дня. |
И – ы | Искусный – безыскусный. |
Чередование согласных
Согласные | Примеры |
К – ч | Рука – ручной, дружок – дружочек. |
Х – ш | Сухой – сушить. |
Г – ж – з | Друг – дружить – друзья. |
Д – ж – жд | Водить – вожу – вождение. |
Т – ч – щ | Свет – свеча – освещение. |
Ст – щ | Пёстрый – испещрить. |
Д/т – с | Веду – вести, мету – мести. |
Б – бл | Любить – люблю. |
П – пл | Купить – куплю. |
В – вл | Ловить – ловлю. |
Ф – фл | Графить – графлю. |
М – мл | Кормить – кормлю. |
Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А/О
Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о. | Зага́р – загорелый, угореть, погорелец. | Пригарь, изгарь, выгарки. |
Клан-/клон- | Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение. | ||
Твар-/твор- | Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. | Утварь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а. | За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять. | Зоревать, зорянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, или ы), в безударном положении пишется а. | Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. | Пловец, пловчиха; плывуны |
Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Мак-/мок- | Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». | Обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану («погружать») – промокнуть пятно («пропустить жидкость»), промокательная бумага («пропускающая жидкость»), смочить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». | Поравняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), уравнение («математическое равенство») – подровнять кусты («сделать ровными»), разровнять песок («сделать ровным, гладким»). | Равнина, поровну, уровень, ровесник. |
Корни с чередующимися гласными И/Е
Корни | Правило | Примеры |
Бир-/бер- | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е. . | Забирать – заберу. |
Жиг-/жег- | Выжигать – выжегший. | |
Стил-/стел- | Застилать – постелить. | |
Блист-/блест- | Блистать – блестеть. | |
Мир-/мер- | Умирать – умереть. | |
Тир-/тер- | Стирать – стереть. | |
Дир-/дер- | Раздирать – раздерёт. | |
Пир-/пер- | Запирать – запереть. | |
Чит-/чет- | Вычитать – вычеты. Исключения: сочетание, сочетать, чета. |
Обратите внимание!
1) Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вымирать – вымереть, замирать – замереть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.
Мир, мирный, усмирять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.
Мерить, измерять, примерять платье, мерило.
2) Чередование и/е в корнях пир-/пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и.
Пир, пировать.
Чередование A(Я)/им(ин)
Корни | Правило | Примеры |
Корни с чередованием а(я)/им(ин) | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я. | Пожимать – пожать, нажимать – нажать, разминать – размять, понимать – понять, начинать – начать, поминать – память. |
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (еда, краевед).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]) также пишется е, а не э.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е | Пишется Э |
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. | 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ. |
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. | 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт. |
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. | 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить). |
Приставки
1. Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
Бежать – прибежать, выбежать, перебежать, добежать, отбежать, забежать, взбежать.
Приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычного происхождения. Одни из приставок встречаются в большом количестве слов, другие менее частотны.
2. Русские приставки: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-.
Приставками являются также те, что восходят к наречным предлогам: вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-.
Внеклассный, межпланетный, сверхприбыльный, окололитературный, противоракетный.
· Очень немного слов в русском языке имеют приставки па- (паводок, пасынок, падчерица), пра- (правнук, прадед), су- (сугроб, супесь, сумрак).
3. Приставки иноязычного происхождения: а- (аморальный), анти- (антимонопольный), архи- (архиважный), де- (деквалификация), интер- (интернационализм), инфра- (инфракрасный), контр- (контрмеры), про- (проамериканский), пан- (панславянский), пост- (постперестроечный), прото- (протозвезда), ре- (ретрансляция), суб- (субтитры), супер- (супермодный), транс- (трансамериканский), ультра- (ультрасовременный).
4. Как и корни, приставки могут менять свой внешний облик.
Например: в-/во- (входить – войти), под-/подо- (подбирать – подобрал), раз-/рас-/разо-/роз-/рос- (разбирать, расписать, разобрать, розвальни, роспись), вз-/вс- (взбежать, вспомнить), воз-/вос- (воздвигнуть, воспоминание) и др.
- В частности, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с сочетания согласных, то к приставке прибавляется гласная о, которая входит в состав этой приставки.
Давить → раздавить, рвать → разорвать; ходить → сходить, гнать → согнать.
5. Основная функция приставок – создавать слова (приставка изменяет значение того слова, к которому она прикрепляется).
Ср.:поволжский, приволжский, заволжский.
- Очень редко приставки используются при создании не нового слова, а одной из форм слова.
Подобрее (приставка по- наряду с суффиксом -ее используется при образовании сравнительной степени прилагательного добрый или наречия добро).
Обратите внимание!
При конкретном анализе морфемного состава слова наиболее типичными ошибками являются следующие:
1) выделение в качестве приставки части корня, совпадающей по звучанию и написанию с имеющейся в языке приставкой, например: выгода, обман, исказить, природа и др.
В русском языке есть приставки: вы- (выбежать), об- (обходить), ис- (исходить), при- (приходить). Но в вышеназванных словах (выгода, обман, исказить, природа) эти звуковые комплексы являются частью корня, поскольку мы не можем подобрать в русском языке слова без этого звукового комплекса.
Ср.: выбежать – бежать, обходить, исходить, приходить – ходить;
2) необоснованное присоединение к приставке части корня:
безоружный, надвигаться, подвинуть, разобщать, обосновать.
В русском языке есть приставки над- (надписать), под- (подпрыгнуть), обо- (оборвать) и др. Однако в вышеназванных словах мы имеем дело с другими приставками, что убедительно доказывает выделение корня.
Ср.: без-оруж-ный – без оружия, на-двиг-а-ть-ся – двигаться, по-дви-ну-ть – двинуть, раз-общ-а-ть – общий, об-основ-а-ть – основа;
3) необоснованное выделение в качестве одной приставки сочетания приставок.
Так, в слове предостеречь две приставки (пред-, о-), поскольку в этом слове можно выделить корень – стереч- (стерегу), приставку о- (остеречься) и приставку пред-.
Правописание приставок
Правописание приставок включает пять типов правил:
1) слитное и дефисное правописание приставок (кроме слитного, дефисного и раздельного написания наречий);
2) правописание безударных гласных в приставках;
3) правописание конечных согласных в приставках;
4) правописание двойных согласных на стыке приставки и корня;
5) правописание разделительного ъ на стыке приставки и корня.
Частично правила 2, 3 и 4 рассмотрены в п. 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением, 1.11. Употребление букв Ь и Ъ, 1.15. Правописание согласных. В данном пункте обобщим эти правила и остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
Суффиксы. Постфиксы
1. Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый – доброта (суффикс -от – словообразовательный), добрее, добрейший (суффикс -ее – формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш – формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь, например: Поволжь[ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь[ j ]е [зъΛн’э́жjь].
2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить – учитель, учительство, учительский.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
- суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей), -е, -ше, -ейш-, -айш;
Быстрее, быстрей, дороже, старше, глубочайший, мудрейший.
- суффикс прошедшего времени глагола -л;
Пришёл, узнал.
- суффикс повелительного наклонения глагола -и;
Бери, веди.
- некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;
Ср.: гражданин (ед.ч.) – граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) – друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а], но и за счёт суффикса -j- – [друз’jа́]); сын (ед.ч.) – сыновья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а], но и за счёт суффикса -овj – [сынΛв’jа́]); утёнок (ед.ч.) – утята (мн.ч.).
- некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.
Ср.: мать – (нет) матери, время – (нет) времени.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) – -ть, -ти, -чь (бежать, везти, беречь). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь) как окончание (!).
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающий, читаемый, прочитавший, прочитанный) и деепричастий (читая, прочитав). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других – как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж-к-а – книж-ек; скольз-к-ий – скольз-ок, смеш-н-ой – смеш-он, стар-ец – стар-ц-а, блюд-ц-е – блюд-ец.
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к/ч, ова/уj).
Ср.: книж-к-а – книж-еч-к-а, ком-ок – ком-оч-ек, пир-ова-ть – пир-уj-ю.
4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
1. Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
§ В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк(а): «Сашенька – уменьшительно-ласкательное к Саша».
§ В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -к(а): «Вишенка – маленькая вишня».
§ В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина – единичная составляющая гороха»; суффикс -к(а): «Горошинка – маленькая горошина».
2. Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
§ В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать – предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель – тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный – такой, как мечтатель; свойственный мечтателю».
§ В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный – такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Обратите внимание!
Основа и окончание
1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
· Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Ср.: книга– книги– книгу.
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
· Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
· рода, числа, падежа – у существительных (книга – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большаякнига – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написаннаякнига – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моякнига – окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (однакнига – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
· падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание -и указывает на родительный падеж);
· лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);
· рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание -а указывает на женский род, единственное число).
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Нет ножа, резать ножом.
· Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож□ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
· Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
· у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);
Стол□, дочь□.
· у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;
Нет сил□, нет дел□, нет солдат□.
· у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;
Весел□, счастлив□.
· у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;
Читал□, пел□.
· у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.
Лисий□, волчий□.
Обратите внимание!
1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения – армий□, предгорий□, блюдец□. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.
Так, существительное армия [а́рм’иjь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий), а в других формах он не получает специального обозначения.
В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).
Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’jь] – предгорий [пр’иэдго́р’иj]; блюдце [бл’у́тцъ] – блюдец [бл’у́дьц].
2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий – синего). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.
Ср.: волчий – волчь[ j ]его, лисий – лись[ j ]его.
4. Окончание обычно находится в конце слова.
Исключения составляют:
- окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);
Учится, учащийся, идёмте, кого-то, кого-либо, кого-нибудь.
- окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.
В трёхстах, нет пятидесяти.
Обратите внимание!
Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!
Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
- Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.
Землёй – земл-ёй, основа земл-; несу – нес-у, основа нес-.
- Значок основы – квадратная скобка снизу:
- Основа слова может быть равна корню.
Жёлтый.
- Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.
Жёлт-изн-а, по-желт-е-ет.
6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.
Например: лист□ и листь[ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.
Ср.: жд-а-ть и жд-у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс -а); чит-а-ть – чит-аj-ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).
Обратите внимание!
1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия, сандалия, революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие, напряжение, возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.
Ср.: арми-я, арми-и, арми-ей; быти-е, быти-я, быти-ем.
2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий, санаторий, край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).
Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол□, конь□ и подоб.), имеют нулевое окончание:
край□, пролетарий□, санаторий□.
7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.
Какого-то – окончание -ого, основа как.. то; учится – окончание -ит, основа уч..ся.
- Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).
- Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.
Записа-ть, записал-а, запиш-у.
- Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.
Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал-а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы -ть: записа-.
Обратите внимание!
1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении).
2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.
3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын□/сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.
4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.
2.10. Словообразование. Основные понятия
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Ночь, стол, читать.
Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Обратите внимание!
1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.
Например, форма читал включает формообразующий суфф