Опыт№2. Определение доброкачественности хлороформа.
Проба на хлористый водород: в сухую пробирку поместите 2 капли хлороформа, 3 капли дистиллированной воды и 1 каплю нитрата серебра. В случае присутствия хлористого водорода выпадает белые осадок.
Проба на сводный хлор: в пробирку поместите 3 капли хлороформа, 5 капель дистиллированной воды и 1 каплю раствора калия йодида 0,5н. Взболтайте. В случае присутствия свободного хлора раствор окрасится в розовый цвет. Если окраска слабая, добавьте в пробирку 1 каплю крахмального клейстера.
Каковы условия хранения хлороформа?
Опыт№3 Синтез йодоформа.
В пробирку поместите 1каплю этанола из этилового спирта, 3капли водного раствора йода в йодиде калия и при взбалтывании с 3каплями 2н раствора щелочи, появляется желтый мутный осадок- йодоформ с характерный запахом.
Составьте уравнения реакции получения йодоформа по стадиям.
Опыт№4 Синтез и горение хлорэтана.
В пробирку смешайте сухой хлорид натрия на высоту около 3мм , 3 капли этанола, 3 капли концентрированной серной кислоты. Укрепите пробирку в штатив и осторожно нагрейте. Подожгите у отверстия пробирки образующийся газ- хлорэтан.
Обратите внимание на зеленое пламя кольцеобразной формы.
Составьте уравнение реакции получения и горения хлорэтана. Сделайте вывод и свойствах хлорэтана и способе его получения.
Практическое занятие №5
Тема « Обобщение по теме « Углеводороды»»
I. Орг.момент
II. Д/З. Подгот. к пр.работе №6
III. Актуализация пройденных знаний
1. Классификация углеводородов, состав.
2. Классификация химических реакций; (примеры) с указанием механизмов.
3.Реакции, характерные для:
А) алканов
Б) непредельных углеводородов с двойной связью
В) ароматических углеводородов.
Записать уравнения реакций, указать механизм.
4.Качественные реакции на алкены, алкины, арены.
Записать уравнения реакций , указать механизм.
5.Осуществить превращения
А)AL4C3 CH 4 CH3Cl C2H6 CO2
Б)C2H5OH C2H4 C2H5Cl C4H 10
C2H4 Cl2 СН ≡ СН
В)CaC2 HC ≡ CH C2Ag 2
C 6H 6 C 6H5Cl C6H5CH3
6.Ориентанты I и II порядка, их роль в направлении химической реакции.
7.Найдите молекулярную формулу алкина, массовая
доля углерода в котором составляет 88,9%.Относительная
плотность по воздуху равна 1,863.
Практическая работа№6
Тема «Спирты. Простые эфиры»
Цель работы: освоить экспериментальный способ распознавание одноатомных и многоатомных спиртов, химические свойства этанола и умение определять доброкачественность диэтилового эфира.
Реактивы: реактивы-вода, этанол металлический натрий ( калий) фенолфталеин, раствор бихромата калия, раствор серной кислоты, раствор сульфата меди(2), концентрированный раствор щелочи, глицерин, раствор йодида калия 10%, фуксинсернистая кислота ,диэтиловый эфир, соляная кислота.
Оборудование: пробирки, часовые стекла, спиртовки, пипетки, спички, стеклянные палочки, фильтровальная бумага.
Опыт№1 Растворимость спиртов
В разные пробирки внесите 2-3 капли этилового, бутилового спирта и глицерина. В каждую пробирку добавьте по 4-5 капель воды, взболтайте. Запишите в тетрадь результаты опыта. Отметьте наблюдения и сделайте вывод.
Опыт№2 Получение и гидролиз алкоголята натрия.
Налейте в одну пробирку 5 капель воды, в другую-5 капель абсолютного этилового спирта. Положите в каждую из них по очень маленькому кусочку металлического натрия (калия). Напишите уравнение реакций.
Добавьте в пробирки по капле фенолфталеина. Отметьте наблюдения. В пробирку , где спирт, добавьте 2 капли воды..Взболтайте. Наблюдается ли изменение окраски. Сделайте вывод.
Опыт№3 Окисление спиртов
Поместите в пробирку 3 капли этанола, добавьте 2 капли раствора бихромата калия и 2 капли раствора серной кислоты. Полученный раствор нагрейте до изменения цвета. Осторожно понюхайте. Запах, какого вещества вы ощущаете? Напишите уравнение реакции. Сделайте вывод о том, подвержены ли спирты действию окислителей в каких условиях и какие продукты окисления при этом получается.
Опыт№4 Образование глицерата меди
Налейте в пробирку 2 капли раствора сульфата меди(2) и добавьте 4 капли раствора едкого натра. Отметьте наблюдения.
Добавьте в эту пробирку каплю глицерина и тщательно перемешайте содержимое.
Что произошло с осадок? Напишите уравнение реакции.
Проделайте аналогичный опыт с этиловым спиртом. Отметьте наблюдения. Сделайте сравнительный вывод.