Эссе на тему «Личность молодого педагога: становление в наши дни»
Путь развития и превращения в профессионала – это тернистый путь. Передо мной встал вопрос: как добиться ощущения, что я не просто “иду на работу, как на службу”, а “иду на работу своей жизни?” Ведь только в этом случае педагог может постоянно работать над собой и развиваться, а значит, и добиваться значимых результатов. Таким образом, ключевое понятие для становления педагога - САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь. Главное значение в профессиональном становлении имеет самовоспитаниеи самообразование педагога, как основная форма самосовершенствования. Нужно уметь анализировать свою деятельность; осуществлять поиск новых методов, средств и форм воспитания и развития детей, профессионального взаимодействия с родителями и коллегами.
Каким образом может проходить самосовершенствование? Первое, что поможет педагогу сформироваться как профессионалу, это обращение к старшим наставникам. По японской пословице, о море спрашивай у рыбаков, а чтобы понять тонкости преподавания, лучше всего посоветоваться с тем, кто уже много лет отдал профессии учителя, обратиться к его опыту и профессионализму. Он и подскажет, и направит, и ободрит, и предостережет.
Педагогическая деятельность по своему характеру творческая. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития учащихся. Занятия в школе молодого педагога помогают обменяться творческим опытом, позаимствовать новые идеи, а значит, помогают и росту молодых педагогов.
И конечно, лучшие друзья преподавателей – это книги. Из них можно почерпнуть массу полезной информации. На помощь книгам пришел и Интернет. Разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора необходимы педагогу как воздух, ведь каждый день ученики задают каверзные вопросы учителю на различные темы, и учитель должен быть «подкованным», чтобы не потерять авторитет у учащихся. Через три – пять лет после окончания учебного заведения педагог должен знать в три, пять, десять раз больше, чем он знал в первый год работы.
И, пожалуй, самый важный критерий для самосовершенствования – это ЛЮБОВЬ. В наше время, когда средства массовой информации обрушивает на детей лавину пошлости и жестокости, каждый ребенок нуждается в проявлении добра, участия, ласки. Как сказал В.О.Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Только в этом случае, педагог пойдет на работу с большей радостью, ведь он «идет на работу своей жизни». И только такой педагог станет настоящим профессионалом!
Итоговая Рефлексия.
Вряд ли когда-нибудь мне пришлось бы задуматься над этим внешне вполне понятным и простым вопросом : какой он, идеальный педагог? В самом деле, в повседневной жизни мы, как правило, называем учителями. Это привычно, понятно и удобно. Но вот могу ли я каждого учителя назвать педагогом, тем самым уравнивая эти слова в своем лексическом значении?
Входе практики я начала задумываться каким же должен быть настоящий учитель? Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм...
Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и умение своевременно возвращаться к пройденному.
Педагог должен хорошо знать материал по своему предмету, причём не только в рамках программы, но и вне её. Никогда не поздно расширять свой кругозор, а тут, можно сказать, и практическая польза есть. Кроме того, надо обладать хорошей, грамотно поставленной речью – ведь педагога будут слушать дети, люди того возраста, в котором вся информация ещё хорошо «впитывается», и если им постоянно говорить «нет пальта», то и они сами начнут слово «пальто» склонять. Кроме таких грубых грамматических ошибок, исключить следует и речевые – необходимо тренироваться в построении предложений и связке их в тексте (например, самому пытаться писать какие-то сочинения). Чтобы рассказ звучал интересно, мне кажется, сначала нужно ввести во «внутренний словарь» учеников терминологию так, чтобы дети ею пользовались столь же свободно, сколь свободно пользуются обычными, обиходными словами. Возможно, придётся связать с терминами какие-то ассоциации, необычные истории. Это будет непросто, но результат того стоит - когда ученик знает все необходимые по программе слова, объяснить ему с помощью них тему уже будет проще и доступнее – проще – для педагога, доступнее – для ученика.
Я предполагаю, что Учитель – это призвание свыше, а педагог - это профессия, это некий сгусток умений и навыков, который рождается благодаря теоретическим познаниям и практическим опытам на собственных уроках. Время педагога ограничено - 45 минут урока. Что он успеет за эти 45 минут? - этим проверяется мастерство педагога.
И я буду всеми способами стараться стать именно таким педагогом!
Социализация.
В ходе практики я выявила для себя каким должен быть настоящий учитель.
Поняла насколько это сложно быть достойным и интересным педагогом, уметь заинтересовать класс, в то же время сохраняя дисциплину. Однако мое желание стать учителем несколько не уменьшилось, потому что сложно будет везде, но эта профессия несет в себе нечто большее нежели просто научить детей чему либо. Педагог это один из важнейших персонажей влияющих на становление личности ребенка, его поведении и воспитании. И я бы очень хотела примерить на себя это бремя. Ввиду того, что я хочу, что бы моя профессия несла пользу этому миру, а что может быть важней в этом мире, чем дети?!
Обсудив с педагогом и совей группой данную практику мое мнение несколько не изменилось!
. Лист заданий на « 14 » ноября 2016 г.
Просмотр урока. Вопросительная активность учащихся. | ||
Рефлексия просмотренного урока. | ||
Просмотр урока. Динамика внимания учащихся на уроке. | ||
Анализ организации внимания учащихся учителем на уроке. | ||
Копилка приёмов организации внимания учащихся на уроке. | ||
Запись результатов наблюдения в таблицу. |